Поэтические баловники

26.03.2015

«Поэты шутят» – это о наших. Совершенно неожиданное сочетание трех новгородских литераторов – Алексея Апреля, Елены Кулешовой и Арины Сениной, как смешение компонентов в сложном салате, дало совершенно удивительный вкус. Три поэта, шутливо назвавшие свой временный союз «Три пера», устроили для новгородцев в первый день весны «вечер литературного баловства». Говорили, конечно же, о любви, страданиях, изменах и всем таком прочем, что сопутствует этому непростому чувству.

Пандорика, огурцы и граненые стаканы

Поэтические баловники 1Склонность к эпатажу троица продемонстрировала еще на этапе подготовки: сделала постер с изображениями всех трех поэтов, удачно спародировав логотип Года литературы. Ну, а уж на самом вечере оторвалась вовсю: старая лампа с абажуром, на столе – граненые стаканы с водой, имитирующей водку, соленые огурчики на газетке… Потом-то все объяснилось, когда Арина Сенина внезапно стала Анной Ахматовой, Елена Кулешова примерила на себя образ Николая Гумилева, а Алексей Апрель – Владимира Маяковского. Но это было единственное отвлечение от темы, в основном поэты читали собственные произведения. По бумажке, потому что волновались, как призналась Арина.
На заднем плане играли музыканты со странным подбором инструментов: от дарбуки до скрипки и ксилофона. Александр Рак порадовал слушателей заунывным пением инструмента, составленного из водопроводной трубы и бутылки из-под кефира. Неофициально этот сборный коллектив в закулисье называется «Ядрёны щи». Понятно, впрочем, почему… Получилось вполне себе органично: музыка и стихи. Фурор вызвало появление акапелльной группы-квартета «Пандорика», которая пела песни, казалось бы, совершенно неподходящие – от рождественских гимнов до «Зеленых рукавов», но, на удивление, композиция сложилась идеальная. Эксперимент по смешению несмешиваемого удался на все сто.

О чем ты, поэт?

Поэтические баловники 3Коротко о главном: зритель, он же – слушатель, плакал. Плакал от несбывшихся своих личных романтических надежд, которые жестоко и просто вытащил на поверхность Алексей Апрель; от боли маленькой девочки, поселившейся в стихах Арины Сениной и не знающей, что сделать, чтобы ее полюбили; от пронзительно-острого мироощущения Елены Кулешовой, показывающей мир с такого ракурса, о котором никто из присутствующих, похоже, и не задумывался до сего момента. Монолог поэта «Штормовое предупреждение» как раз и говорит, что любовь и весна – они для тех, кто не разучился чувствовать, мечтать, страдать: «А весна прыгает по лужам, стучится тонкими девичьими пальчиками в окна, зовет… Но мы, спрятавшись за замшелыми оконными рамами, говорим: «Нет дома!» И тоскуем, и ждем любви, больше всего на свете боясь, чтобы она нас не нашла. Весна, милая! Прости! Приходи через год, тогда, быть может, мы откроем перед тобой нараспашку все окна – мы сами в это верим, как в святую правду».
«Девочка-курочка» Арины Сениной страдает по-иному, не от невозможности впустить любовь и весну в свое сердце, а от того, что она сама, вся весенняя и влюбленная, никому не нужна: «Стану девочкой, у них не болит душа, еще нечему, не наросло ведь на тонкий остов того мясца, из которого возьмет да получится что-то вечное. Девочкам помадок бы да муфточек из песца». И как жесткий диссонанс – зрелые стихи известного поэта, автора песен группы АПМ, Алексея Апреля: «Я играю в богемного мальчика, пью, бумагу мараю белую… Поманите, мадам, пальчиком – что хотите для Вас сделаю».
Поэтические баловники 5И ведь манили пальчиком поэты, как та самая мадам, подманивали слушателей не модными редкостными эпитетами, эпатажным обликом и исковерканными в приступе оригинальности оборотами речи – манили ясностью чувств, глубиной и новизной переживаний. И выманили-таки зрительские эмоции из глухих закоулков души – на свет, да такой яркий, что до слез.

Последний выход примадонны

Искреннее желание поэтов собрать на один раз творческий хулиганский коллектив у зрителей понимания не вызвало: уж больно зацепила эта то ли театрализованная постановка, то ли перформанс, то ли кухонные интеллигентские посиделки. «Хотим еще!» – говорили посетители и дарили принесенные загодя розы, записывали адреса страничек в социальных сетях и просили совместных фото. И поэты – сдались: 16 апреля в клубе «Железный папа» на тему любви и весны трио планирует выступить опять. Правда, уже с другим музыкальным бэком и с другой концепцией любви в поэзии: меньше лирики, больше стали. В любом случае, вечер баловства от литературы становится вполне себе профессиональным, многослойным, многоплановым творческим шоу. К тому же стихи – стихами, а и поговорить за столом под абажуром поэты вполне себе не прочь: поднимая философские темы, углубляясь в аллюзии или, напротив, по самые локти залезая в низменный быт и интимные отношения. Это не препарирование любви современных романов; не восторженные охи-ахи «ванильных поэтесс». Это – живое, трепещущее сердце, которое поэты вынимают из груди и показывают публике: смотрите, мол, вот оно, все как на ладони, в прямом смысле слова.
На вопрос, почему все-таки трио решило вернуться на сцену, Елена Кулешова ответила так: «Всем было мало. За полтора часа можно было многое сказать, но мы не все успели. Зрители это почувствовали – и потребовали продолжения. И мы их не разочаруем: рабочее название второго выступления – «Творческие происки», так что мы и в этот раз похулиганим, да еще и круче, чем в первый, и классиков на помощь призовем, и танцоров. Поэзию нужно не только слушать, читать, осмысливать – ее нужно чувствовать, но одно дело слова, а другое – музыка, пластика танца, песня… Для кого-то этот язык будет понятнее, ведь, в сущности, говорим-то мы об одном и том же. О весне и любви. По-моему, самое время».

Диана ДЕЕВА
Фото автора




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.