Вот такая история!

23.03.2017

Несколько штрихов к портрету города от Новгородского музея-заповедника.

Продолжаем конкурс знатоков города под названием «Вот такая история!», организованный редакцией газеты «Новгород» вместе с Новгородским государственным объединенным музеем-заповедником. Итак, перелистываем страницы советского периода.

Одна из активных участниц конкурса заметила, что вопросы от сотрудников музея интересные, про «вшивую» улицу – чудный. Но… «полазала в интернете. Сходила в библиотеку. И ответа не нашла. Очень бы хотелось узнать, где рядовой новгородец может почерпнуть данную информацию. Сотрудники музея часто цитируют губернскую (с 1927 года – городскую) газету «Звезда». Возможно, там есть такие сведения, но как ее (газету) почитать? В областной библиотеке довоенных газет нет, а попасть в библиотеку музея или в читальный зал архива не так-то просто (неудобный для работающих людей режим и требуют ходатайство для работы)». Замечание справедливое, надеемся, руководители областной библиотеки учтут его. В свою очередь, сотрудники музея, до которых мы донесли претензии нашей конкурсантки, объясняют: «В каком-то роде это вопросы творческие, которые позволяют выдвинуть теории. Из присланных ответов НЕПРАВИЛЬНЫХ нет, версии про «вшивую» улицу восхищают! Но, конечно же, таких вопросов будет минимум».
Сложность представил и очередной вопрос: в чем обвиняла новгородская общественность церковные власти в 1917 году, проходя мимо Софийского собора?
Свою версию изложила Марина Калка: «В начале ХХ века Новгород в целом был скорее консервативен. Все новгородское общественное мнение, от митрополита Арсения (Стадницкого) до простого рыбака, было преисполнено гордости за великое прошлое своего «бедного града» и ориентировано на его возрождение. Возможно, общественность обвиняла церковные власти в том, что они не собирают вече». Кроме того, наша конкурсантка нашла интересный факт того времени, который мог послужить ответом к заданию музейщиков: «…Внимание прихожан привлекло, что на церковных службах Св. синод всегда стал поминаться прежде государственной власти, хотя ранее практиковалось их чередование. Один из прихожан, гражданин Суханов, 4 апреля официально обратился к губернскому комиссару Временного правительства с просьбой разъяснить создавшееся положение и ответить на вопрос, который порождал среди народа недоумение: «Неужели вместо царя у нас Синод?»
Другая участница конкурса Татьяна Герасимова пишет, что «волна революционного либерализма не обошла стороной и церковь. Еще 4 марта 1917 года была провозглашена свобода церкви от светской власти. Началось движение за «демократию» в церкви, вплоть до того, что в некоторых приходах епархии стали миряне выбирать священников взамен неугодных им по каким-либо причинам. Ситуация дошла до того, что викарий Новгородской епархии епископ Алексий (Симанский), будущий патриарх Алексий I, писал находящемуся в Москве по делам Поместного собора владыке Арсению (Стадницкому) об угрозе охлократии (власти толпы). И в этой ситуации поводов для недовольства было множество. Кому-то недоставало «демократии» в церковных делах, кто-то, наоборот, не одобрял грубого вмешательства властей и мирян в дела церкви».
Музейщики отмечают эти ответы и, в свою очередь, приводят такой факт: «В 1917 году планировалось благоустроить площадку у Софийского собора, с изящной оградой. Вместо этого был поставлен куцый забор и устроена свалка. Редактор «Новгородских губернских ведомостей» намекал на коррупцию среди духовенства. Но не стоит забывать, что время было военное, а церковь много помогала нашим бойцам на фронте».
Теперь очередь новой истории от сотрудников музея.

ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ПРОЛЕТАРИАТ ЛЕНИНГРАДА

Новгород с его памятниками старины всегда привлекал туристов. Ехали любоваться древностями и в
1920-е годы. Более того, экскурсии ленинградских рабочих в Новгород в этот период участились. Поскольку культура и искусство в результате радикальных революционных преобразований 1917 года перестали быть элитарными, они становились все более приближенными к интересам масс. А массы в Новгороде, по свидетельствам письменных источников, более всего интересовали музей Революции, мощи, Юрьев монастырь и «колонна 1000-летия России». Однако знаменитый новгородский памятник у пролетариата вызывал недоумение: почему изображены цари, царицы, князья и княгини и другие тираны народа? Поэтому руководители губмузея стояли перед выбором, чем руководствоваться, отвечая на такие вопросы, – доводами «придворного лакея историка Иловайского» или же использовать архивные документы историка-марксиста Покровского? Дабы не быть уличенными в пропаганде монархизма, новгородские музейщики все же старались соответствовать интересам рабочих и крестьян.
При организации экскурсий ленинградцев в Новгороде встречались и другие трудности. Так, к примеру, однажды архимандрит Сергий не хотел пускать пролетариев осматривать Георгиевский собор, требуя «мандат от Порфиридова» (Н.Г.Порфиридов с 1918 по 1932 г. возглавлял объединенное Управление новгородских губернских музеев) и при условии, что «экскурсанты будут вести себя как христиане и не будут критиковать Фотия и Анну». Такая постановка вопроса крайне возмутила рабочих, не желающих «быть христианами, ибо они безбожники». И шли они осматривать памятники старины, по их же собственному признанию, чтобы лишь убедиться на фактах в обмане религии, их мандат – «его величество пролетариат Ленинграда».

Вопрос: Когда в Новгороде открылся музей Революции и где он располагался?

Ответы присылайте по электронной почте newspaper_nov@list.ru или в бумажном виде приносите в редакцию по адресу Воскресенский бульвар, 10, каб. 1. Напомним, подборка «Вот такая история!»  выходит 2 раза в месяц. Стать участником конкурса может любой из вас.




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.