Вот такая история!

06.04.2017

Несколько штрихов к портрету города от Новгородского музея-заповедника.

Продолжаем конкурс знатоков города под названием «Вот такая история!», организованный редакцией газеты «Новгород» и Новгородским государственным объединенным музеем-заповедником. Этот экскурс в историю в интерактивном формате с помощью вас, читатели городского еженедельника, посвящен 100-летию Октябрьской революции.

Итак, перелистываем страницы советского периода. Одна из первых была когда-то представлена в Музее революции. Очередной вопрос к читателям был: когда в Новгороде открылся Музей революции и где он располагался?
Ответы прислали Светлана Егорова, Марина Келка, Нина Андреева, Татьяна Герасимова, Светлана Никитина и другие. Подсказкой для наших читателей стал «Вестник Новгородского госуниверситета» № 83, 2014 года и статья гендиректора Новгородского музея-заповедника Натальи Григорьевой об истории создания Музея революции в Новгороде.
После революции в 1921 году в Новгороде было открыто три музея, один из которых — Музей революции.
«Мысль о создании Музея революции давно витала в Губоно, с весны 1921 г.», – вспоминал один из первых его руководителей А. А. Рождественский. Но воплотить эту идею было почти невозможно, поскольку отсутствовали специалисты, не было концепции такого типа музея, не было экспозиционных материалов и средств. А уже в сентябре того же года на заседании организационной комиссии Н. Г. Порфиридов, руководивший управлением Новгородских губернских музеев, представил проект, за основу которого были взяты положения петроградского Музея революции. Ставились две задачи: «1) собирание, хранение и организация материалов революционной истории и быта» и «2) распространение правильных понятий о революции и пропаганда революционных идей».
В октябре 1921 года появились первые материалы (к концу года их по описи было 6350), началась подготовка первой тематической выставки к 4-й годовщине Октябрьской революции. Она называлась «Выставка печати», так как основными экспонатами были газеты, плакаты, журналы, брошюры и книги, а также несколько фотографий. Экспозиция разместилась в здании бывшей мужской гимназии (ул. Б. Московская). Торжественное открытие состоялось 7 ноября 1921 года. За три дня выставку посетило около 600 человек. Затем под Музей революции отвели две комнаты в здании бывшего духовного училища на территории Новгородского кремля. Двери были открыты с 10 утра до 12 ночи. В 1922 году здесь было подготовлено несколько тематических выставок: об истории губернского Союза Молодежи, празднике 1 Мая и истории революционного движения в России и Новгородской губернии. В 1923 году Музей революции переместили в бывший дом губернатора на улице Луначарского ( Б. Московская, 7, в советское время здесь был горисполком, сейчас — школа фольклора «Кудесы»), за год его посетило около 20 тысяч человек. В 1925 году музей переселили в здание губернской совпартшколы на ул. Б. Московскую, откуда он и начинал свой путь и спустя 5 лет закончил из-за отсутствия финансирования.
А теперь очередная история от сотрудников музея.

«ПОДТЯНУТЬ КАК СЛЕДУЕТ»

В 1920-е годы за водный транспорт отвечало Ильменское агентство Северо-Западного речного пароходства. Суда курсировали по Волхову и Мсте, в сутки – по пяти направлениям. Но чтобы сесть на пароход, например, в Кречево (Старорусский район) или Броннице, до трапа надо было добираться на лодке. Волны же, расходящиеся от бегущей речной машины, представляли реальную угрозу.
В 1924 году очевидцы жаловались в газету: по вине администрации парохода «Всероссийский Староста Калинин» на пути Старая Русса – Новгород 5 сентября случилось несчастье. Для переправы на пароход пассажирам подали утлую лодчонку, с трудом вместившую 18 человек (цинизм ситуации усугубляло то, что пароход располагал другой лодкой, примерно на 80 пассажиров). Лодчонка, конечно же, перевернулась, ко дну пошли документы и багаж. «А с парохода в это время как команда, так и капитан смеялись, радовались развлечению…», – писал «комсомолец В. Б.» Администрация не просто не помогла, но и заставила потерпевших, среди которых были необразованные крестьяне, подписать акт о своей невиновности. А спустя два месяца, – продолжали вести хронику корреспонденты «Звезды», – еще 20 человек искупались в ноябрьской воде, и на этот раз с жертвами – погибли две женщины. Выяснить, кто виноват, не удалось. Одним из самых опасных мест новгородцы считали берег у Рюрикова городища, где начинается Сиверсов канал. Там пароходы продолжали рассекать на полном ходу, обливая холодной водой всех, кто оказался на их пути. «На пароходе ждут этого удовольствия и весело хохочут над пострадавшими», – жаловались очевидцы. Предлагалось пускать менее мощные машины и даже «подтянуть как следует» пароходные команды – советская власть уделяла внимание культуре трудовых коллективов.
Кстати, новгородское пароходство успешно просуществовало до конца XX века.

Вопрос:Какие виды общественного транспорта, помимо речного,  были доступны новгородцам в первые годы советской власти?

Ответы присылайте по электронной почте newspaper_nov@list.ru или в бумажном виде приносите в редакцию по адресу: Воскресенский бульвар, 10, каб. 1. Напомним, подборка «Вот такая история!»  выходит 2 раза в месяц. Стать участником конкурса может любой из вас.

 




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.