Пробки или платные парковки?

Вопрос об организации платных парковок вынесли на обсуждение горожан.

На недавнем заседании коллегии администрации города самым обсуждаемым стал вопрос об утверждении схемы размещения платных парковок на автомобильных дорогах общего пользования. Решено вынести проект на широкое общественное обсуждение.

Прежде чем начать рассказ о платных парковках, начальник управления по дорожному хозяйству и транспорту мэрии Игорь Попов замечает, что организация платных парковок регламентирована федеральными законами «О безопасности дорожного движения» и «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», которые определяют ее как мероприятие по повышению безопасности дорожного движения и увеличения пропускной способности улично-дорожной сети. Иными словами, это не местные новации.
Начальник управления также обращает внимание на то, что предлагаемая схема размещения платных парковок включает в себя только центр города и историческую часть Торговой стороны: «Да, по предложению депутатов рассматривалась схема размещения платных парковок и на улицах Западного микрорайона, но на заседании рабочей группы мы пришли к единому мнению, что делать этого не надо».
Главная задача организации платных парковок, подчеркивает Попов, – уменьшить количество личного транспорта на улицах города, разгрузить центр. Сегодня в Великом Новгороде на 1000 жителей приходится 400 автомобилей, по уровню автомобилизации мы приближаемся к Европе, где 600 машин на тысячу человек. Но там совсем другая улично-дорожная сеть, ее протяженность в таких городах, как наш, в 2-3 раза выше. «А когда количество транспорта превышает возможности наших улиц, перекрестки просто забиваются, и от пробок никуда не деться. Самые современные средства управления движением не справляются».
– Проведенные «Яндексом» опросы в Санкт-Петербурге показали, что после введения зоны платных парковок 13% автолюбителей отказались от поездок в центр города на личном авто и пересели на общественный транспорт, – говорит Игорь Попов. – По статистике 80% своей жизни автомобиль стоит припаркованный, т. е. 99% водителей в городе садятся на автомобиль, чтобы доехать до какого-то места, припарковать его и оставить на целый день, а потом вечером забрать и ехать домой.
Наглядное подтверждение такого тезиса – забитые транспортом в дневное время улицы нашего города – Козьмодемьянская, Предтеченская, Новолучанская, Яковлева, Стратилатовская и др.
– Сравните, сколько места на улице занимают 170 личных авто и автобус-гармошка, который перевозит те же 170 человек, – продолжает Игорь Попов. – Если 15–20% автомобилистов города пересядут на автобус, на велосипед или прогуляются пешком (город у нас небольшой), то меньше станет пробок, уменьшится нагрузка на дорожную одежду, улучшится ритмичность движения общественного транспорта.
Один из аргументов, который выдвигают скептики, – при платности парковки на улице автомобилисты будут оставлять машины в соседних дворах. Да, соглашается наш собеседник, но они и сейчас уже забиты машинами и не только принадлежащими собственникам жилья, поэтому необходимо ставить шлагбаумы, и они уже есть во многих дворах центра города. На последнем заседании рабочей группы говорили также о необходимости ввести понятие «резиденты» (жители той улицы, парковка на которой станет платной) и продумать льготы для них. 10% бесплатных парковочных мест уже принятым решением Думы предназначены для инвалидов. Организационные вопросы – кто станет оператором местного парковочного пространства, какой будет плата и как она будет взиматься – обсуждать пока рано.
«Городу надо сделать выбор: либо мы и дальше с учетом продолжающейся автомобилизации согласимся забивать город автотранспортом, либо воспользуемся опытом других городов, в том числе европейских. Платные парковки не запрещают въезд в центр города, но для некоторой части автолюбителей являются поводом для отказа, например, от поездок на работу на личном авто», – заключает Игорь Попов.

Людмила САВЕЛЬЕВА
Анна БОЧАРОВА (фото)