Надежды маленький оркестр…

17.10.2013

Когда какое-нибудь событие – спектакль, выставка, концерт – становится культовым, обрастает историей и вокруг него формируется определенная среда, это искусство «продленного действия».У театра «Малый» действие всегда продленное. Те, кто попадает в его круг, из него уже не выходят. Рискну предположить, что продленным действием обладают и люди, работающие в «Малом». Хотя художественный руководитель театра Надежда Алексеева наверняка посмеется над моим пафосом.

Надежды маленький оркестр... 1– Мы знакомы давно, а я мало знаю о твоем прошлом. Как ты пришла в эту профессию? Ты же из приличной семьи: мама – врач, папа – инженер…
– Наша семья из Свердловска, мама и папа, несмотря на серьезные профессии, танцевали в очень известном свердловском ансамбле и вокруг них всегда  были творческие люди. Потом мы переехали в Новгород. И однажды сюда на гастроли приехал Свердловский театр, в котором были друзья родителей. Они пригласили нас на спектакли. Меня в детстве часто возили в театры, но здесь я попала в театр совершенно с другой стороны: смотрела спектакли из световой рубки. Попала в какой-то тайный мир, неведомый простому зрителю. Увидела, как делают спектакли, как ставят свет, звук, что происходит за кулисами… Осознание, что театр это не картинка, не открытка, а мир людей, делающих одно дело, – увлекло. Захотелось попробовать самой организовать эту игру. Мне нравился театр со всем его пространством.
Поступила  на режиссерский факультет Ленинградского института культуры. Когда поступала, мастер долго колебался, брать или не брать. Мне было 16, а на режиссерский факультет принимали людей постарше, с опытом. Когда пришла на первое занятие, ужаснулась – старики сидят, лет по 24-25. Подумала, что и общего языка с ними не найду…
– После института не хотелось зацепиться в столицах?
– Нет. Видимо, это судьба! На последнем курсе я вышла замуж, ждала ребенка и рассуждала так: приеду в Новгород, рожу ребенка, а потом подумаем, что будет дальше.
– И что было дальше?
– Меня позвали преподавать в училище культуры, дали первый курс. А после питерского вуза амбиций было много, хотелось передать то, что в тебя вложили. Так постепенно команда сплачивалась, и я поняла, что ребята готовы на большее…
– Тогда появилась идея театра?
– За время совместной работы мы нашли общий театральный язык и нас объединяли общие идеалы, нам не хотелось расставаться. Ребята были на последнем курсе, им грозило распределение по области, в сельские клубы на три года. А мы уже ставили спектакли, всем хотелось «жить» в театре. Я пошла в областной комитет культуры и сказала: есть идея создать детский театр, мои студенты готовы. Но в то время каждый молодой специалист после обучения должен был отработать три года по распределению и только после этого совершать свободный выбор в профессии. Областной комитет культуры не пошел против правил. Чтобы сохранить идею создания театра для детей – за полгода до окончания вся группа написала заявления и в полном составе покинула училище культуры. Без дипломов.
– Ничего себе!
– На самом деле драматическая история. Мы прекрасно понимали ответственность этого шага и сколько проблем он может принести училищу, студентам, их родителям. Понимая, что ребята остаются без дипломов, я поехала в Питер,  в училище культуры, рассказала все как есть и попросила принять моих студентов на заочный. Приняли. Все потом получили дипломы Петербургского училища культуры.
– И стали первой труппой театра «Малый». Создавая театр с нуля, вы все рисковали. Не страшно было?
– Не страшно. Было отчаяние молодости, много энергии и здоровых амбиций. Что мы теряли? Не знаю, но мы создавали жизнь. Помню, первое время в театре не было денег на зарплату актерам. Папа помог – снял с книжки свои сбережения.
Потом стало легче, к театру стали притягиваться как магнитом разные люди, помогали реконструировать сцену, делать освещение, устанавливать оборудование… Ну, конечно, и вся актерская команда работала не только на сцене, но и своими руками «шила, строила, красила».  Потом уже появились люди других театральных школ – Санкт-Петербурга, Казани, театр стал набирать в университете собственных студентов, но я всегда благодарна тем первым актерам за их опыт выживания первых лет.
– Театр стал таким, как мечтали?
– Не могу сказать, что, когда мы создали театр, мы создали территорию искусства. Это была территория выживания, территория направления. Наши первые спектакли – это момент становления во всех отношениях. А параллельно искали форму юридическую: были малым предприятием, акционерным обществом, с 1993 года стали муниципальным театром.
Знаешь, какая в искусстве есть страшная штука?  Комплекс создателя. Ты создал нечто, а дальше должен каждый раз делать что-то с самим собой, чтобы быть готовым к тому, что то, что ты создал, будет выше, чем ты сам.
Театр не может жить прошлым. Он нуждается в ежедневном его создании. Каждый раз, ставя новый спектакль, ты создаешь театр сейчас.
Вспоминая весь путь, вижу, как каждые семь лет  менялось направление театра. Сначала детские спектакли, потом были Гофман, Пушкин, Шекспир, много классики. Потом мы вышли на вираж современного театра. Я вижу эти этапы развития. И если их не совершать, то можно затухнуть, как многие провинциальные театры в России.
– Фестиваль «Царь-сказка» – тоже этап развития?
– Конечно! Фестиваль помогает видеть, что сегодня происходит в искусстве. Куда оно двигается, куда двигаемся мы? Не было бы фестиваля, не было бы и «Малого», во всяком случае театра того уровня, какой есть сегодня. Общаясь же с разными театрами, мы и сами начинаем продвигаться с точки зрения формирования сознания, становимся требовательнее к себе, меняемся…
Мне говорят: «Вы всегда экспериментируете?» Да не экспериментируем мы. Мы так живем. Пробуем передать ощущение от этого мира и используем линзу. Маленькую, большую, выпуклую, чтобы найти диалог со зрителем. А зритель разный, нельзя работать с одной только линзой.
Если хочешь по-настоящему заниматься творчеством в своем городе, не надо опускаться к обывательской публике, жаждущей зрелищ. Театр не иллюстрация текста. Театр – это повод к размышлению, диалог. Пусть спектакль не нравится, пусть зрители спорят и ругаются, театр должен вызывать эмоцию. Любое искусство должно вызывать эмоцию – отрицательную или положительную – не важно.
– Приходилось ли «ломать» актеров? Всегда ли они соглашаются с тобой?
– Любой актер вступает в спор, и это нормально. Кого-то приходится убеждать в течение всей работы над спектаклем, придумывая аргументы в пользу твоей концепции. Очень важно, чтобы та команда, которая создает спектакль, мыслила в одном направлении – так, например, мы работали над спектаклем «Метель» …
Жак Превер написал своеобразную инструкцию творчества. Как нарисовать птицу? Нарисуйте клетку с раскрытой дверцей, поместите ее в сад, в саду нарисуйте деревья, кусты, все что нужно. Сядьте и ждите. Если вы будете правильно ждать, птица прилетит. Это ужасный рецепт творчества! Когда начинаешь путь, ты не можешь быть уверен, что все это засверкает. Твоя задача – организовать вокруг себя настроение творчества, чтобы им захотели заниматься все.
Театральная птица летает только тогда, когда летают все – артисты, режиссер, художник по свету, художник по костюмам… Мне бывает с актерами непросто, и им со мною непросто. Но в труппе у нас такие люди, которые знают, на что идут.
Ты должен любить дело, которым занимаешься, неудачи и удачи, каждодневный труд. Если не влюбляешься в проект, который делаешь, не влюбляешь в него людей, то незачем этим заниматься. Лучше  делать что-то другое.
– Бывали непредсказуемые результаты?
– Наша профессия интересна еще и тем, что ты не знаешь конечного результата. Ты его только предполагаешь. Потом в процессе вдруг понимаешь, что выходишь на совершенно другой! «Спам» начинался как «Письмена Бога» Борхеса. В результате от Борхеса ничего не осталось! Только вопросы к себе. Какое послание ищешь ты? Где ты его ищешь?
Сейчас мы готовим спектакль «Остров отчаяния». Основа –  «Робинзон Крузо». В спектакле не будет ни Пятницы, ни людоедов. Это опыт  человеческого одиночества. На острове, в социуме. Сколько нужно духовных сил, чтобы понять, какой путь тебе дает необитаемость и зачем она?
Когда вступаю на территорию нового спектакля – это мука! Иногда думаю, господи, ты поставила 160 спектаклей! Неужели нельзя выработать какой-то механизм эмоциональной защиты? Не получается. Заметила закономерность: если начинаю репетировать и все идет гладко – значит в середине бабахнет кризис. И наоборот – если репетиции начинаются тяжело, будет прорыв.
– Не обижает, что спектакли воспринимаются неоднозначно? Критикуются…
– Уже не обижает. В институте, как только мы сопли распустим, наш мастер кричал: «Вон из искусства! Режиссура не для вас!» Я переживаю лишь за артистов. Я выстрадала спектакль честно и принесла зрителю ту тему, которую исследовала вместе с артистами. Они стали ее проводниками для зрителя. Артисты же на сцене эмоционально обнаженные, это творческий, духовный процесс.
Удручает состояние нелюбви друг к другу, которое у нас нарастает сегодня в стране. Почему так? Любовь возникает либо в момент страшной катастрофы, тогда мы сплачиваемся (не дай Бог), либо как верх уровня культуры.
Если говорить «по гамбургскому счету», то создать свой остров любви можно. У нас это каждый спектакль – он создается  в компании людей, в которой ты можешь быть свободен. Это наш творческий остров, свободный от стереотипов. Моя главная задача – сохранить вот это.

Новгородский городской театр для детей и молодежи «Малый» основан в 1990 году. С момента основания «Малый» возглавляет художественный руководитель Надежда Алексеева.
Театр «Малый» является членом Международной ассоциации театров для детей и молодежи (АССИТЕЖ), активным участником проектов Союза театральных деятелей России, входит в Международную сеть развития исполнительских искусств IETM (International Network for Contemporary Performing Arts).
Художественный руководитель театра, режиссер Надежда Алексеева неоднократно становилась членом жюри и участником конференций на международных театральных фестивалях в Швейцарии, Канаде, Франции, Германии, Финляндии, Испании, Латвии, Эстонии, Венгрии, проводила мастер-классы в Норвегии, Южной Корее, ставила спектакли в Японии, Латвии, Турции и Болгарии.
В сентябре этого года Надежда Алексеева получила Благодарность Президента Российской Федерации за заслуги в области культуры и многолетнюю плодотворную работу.

Светлана КАЛАШНИКОВА
Фото Анны БОЧАРОВОЙ



Читайте также


Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.