Искусство без слов

21.11.2013

Художнику нужно неизменно любить то, что он создает. Иначе он или не художник, или то, что создает, – не искусство.
Вячеслав Смирнов буквально «ворвался» в художественное пространство Великого Новгорода. Широкий резонанс вызвала его скульптура «Семья, возвращающаяся с базара». Сначала необычностью формы и исполнения, а затем – способом, которым с этой семьей расправились вандалы. Скульптуру разбили…

Искусство без слов 1

Через некоторое время о его непривычном стиле снова заговорили. Созданный для Центра современного искусства «мужик на ходулях» сразу же вызвал ожесточенные споры. Появились обращения от «культурной общественности» с требованием немедленного демонтажа скульптуры, «дискредитирующей и оскорбляющей» культуру Великого Новгорода. И тогда за «мужика», а заодно и за автора вступился «великий и ужасный» Зураб Церетели. В одном из интервью он сказал, что видел в Новгороде очень интересную работу молодого скульптора. Фигура на ходулях осталась на фасаде Центра современного искусства.
А Вячеслав Смирнов продолжает создавать ни на кого не похожие  причудливые образы. Но это то направление, которое выбрал автор, – передать в скульптуре внутренний мир человека, его переживания, философские идеи.

***

«Скульптором стал случайно, хотя понимаю: это, наверное, мое призвание. Учился на мастера резьбы по дереву, должен был стать педагогом-художником. Но однажды попал в кузницу и понял, что пропал. Больше к деревяшкам не прикасался ни разу.
Железяки – это мое все. Работаю с черным металлом, сталью. Мне нравится сам процесс. Но я не академический скульптор. Хотя понимаю, как это должно выглядеть, какие пропорции соблюдать. Началось все с небольших работ для салонов и галерей. На продажу. А чтобы это не было уж слишком серьезно, добавил искажение. Скорее как некую стилизацию, ну, как в детских рисунках.
Так как не было специального образования, до всего доходил сам. Может быть, в этом есть плюс. Основные способы художественного выражения лица и фигур сложились  у меня собственные. О чем не жалею.
Я четко решил не делать канонических скульптур. В своих работах очень редко делаю рот. Мне кажется он лишним. Другие вещи говорят больше слов.

***

У нас творческая семья. Родители познакомились в музыкальном училище в Пскове. Папа – новгородец, мама из Великих Лук. Когда мне было полгода, переехали в Новгород. Так как и бабушка, и родители музыканты, я тоже увлекся музыкой. Играл в группе «Авгур», писал тексты и музыку.
Есть еще младшие брат и сестра. Брат увлекся деревом, он хороший столяр, делает очень интересные вещи. Жена тоже творческий человек, занимается росписью. Но скорее не для заработка, а для души. Еще у нас дочь и сын – это главная ценность.

***

Первая сделанная мной скульптура хранится дома. Такой смешной человечек с дубиной. И это единственная из моих работ, которая останется со мной. Я принял решение – работы не должны стоять дома. Даже самые любимые. Бывает очень жалко расставаться, но они должны уходить. Еще и потому, чтобы не было соблазна что-то в них переделать. Они должны оставаться такими, как получились. Поэтому мне так сложно собрать работы, например, на выставку.
Из крупных скульптур – первая работа «Вечность», которая стоит во дворике Дворянского собрания. Там в свое время хотели сделать парк скульптуры. Семь скульпторов дали свои работы. На мой взгляд, очень интересные. Я сделал дедушку с качелькой на месте сердца.
Потом что-то не сложилось. Двор закрыли и никого туда не пускают.

***

Периодически скульптуры уходят в Москву и Питер. В Питере вообще они замечательно продаются.
Но там толчок «от денег» и от этого – конфликт с самим собой. Теряется творческое. А творческое потерялось – уже не интересно. Ведь даже когда работаешь на заказ, хочется делать от души. И если я начну скульптуры просто «клепать» потоком, что-то во мне потеряется.
Но и нос морщить, если поступают заказы, не буду. Я прежде всего мужчина, долг которого – зарабатывать и защищать. Поэтому помимо скульптуры есть разные работы – кузнечные, сварочные.

***

Знаю, что скульптуры у меня спорные. И это понятно, все по-разному смотрят, по-разному воспринимают.
Больше обижает вандализм. Я не представляю, как можно восстановить «Семью»…
«Птица Сирин» полностью сделана из металла. Но и там уже  выломаны части клетки, не хватает двух сегментов. Почему так происходит?
То же самое с «мужиком на ходулях», на которого пытаются забраться люди, чтобы сфотографироваться. Но ведь он не рассчитан на такой вес. А если что-то случится, люди сорвутся?»

Скульптор Вячеслав Смирнов
33 года. Родился в Великих Луках.
В 1999 г. поступил в Новгородское областное училище искусств им. Рахманинова по специальности художник-преподаватель, мастер резьбы по дереву.
В 2001-2004 гг. учился и работал в мастерской художника-дизайнера А.Е. Мокринского.
В 27 лет стал членом Союза художников России. С 2002 года принимает участие в выставках. Большинство работ находится в частных коллекциях в России и за рубежом.
Выставки
2009г. Галерея скульптуры, Санкт-Петербург.
2009г. «Выставка Земли Новгородской» в Государственной Думе, Москва.
2006-2008гг. – выставочный зал Новгородского отделения Союза художников России, Великий Новгород.
2007г. «Молодые художники России» к 250-летию Российской Академии художеств.
2007г. «Парковая скульптура», Великий Новгород.
2008г. «Русский Север Х», Великий Новгород.

Стоп-кадр!

Искусство без слов 3Появившийся этим летом «Телеоператор» – четвертая по счету городская скульптура, выполненная Вячеславом Смирновым по заказу новгородского мецената Николая Сумарокова. До этого были «Семья», «Испуганный рыбак» и «Птица Сирин».
Фигура телеоператора, расположенная на фасаде здания Новгородского областного телевидения, сделана из кусочков металла и весит около 300 кг. По словам Вячеслава Смирнова, скульптура олицетворяет суть операторского искусства, ведь операторы также по кусочкам показывают жизни других людей.
Он рассказал, что это – часть скульптурной группы, задуманной Николаем Сумароковым вместе с прежним рукводителем НОТа Александром Малькевичем. «Полный комплект» включает в себя еще и сидящего на скамейке журналиста с микрофоном.

 

Светлана КАЛАШНИКОВА
Фото Анны БОЧАРОВОЙ

 



Читайте также


Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.