Искусство без слов
Художнику нужно неизменно любить то, что он создает. Иначе он или не художник, или то, что создает, – не искусство.
Вячеслав Смирнов буквально «ворвался» в художественное пространство Великого Новгорода. Широкий резонанс вызвала его скульптура «Семья, возвращающаяся с базара». Сначала необычностью формы и исполнения, а затем – способом, которым с этой семьей расправились вандалы. Скульптуру разбили…
Через некоторое время о его непривычном стиле снова заговорили. Созданный для Центра современного искусства «мужик на ходулях» сразу же вызвал ожесточенные споры. Появились обращения от «культурной общественности» с требованием немедленного демонтажа скульптуры, «дискредитирующей и оскорбляющей» культуру Великого Новгорода. И тогда за «мужика», а заодно и за автора вступился «великий и ужасный» Зураб Церетели. В одном из интервью он сказал, что видел в Новгороде очень интересную работу молодого скульптора. Фигура на ходулях осталась на фасаде Центра современного искусства.
А Вячеслав Смирнов продолжает создавать ни на кого не похожие причудливые образы. Но это то направление, которое выбрал автор, – передать в скульптуре внутренний мир человека, его переживания, философские идеи.
***
«Скульптором стал случайно, хотя понимаю: это, наверное, мое призвание. Учился на мастера резьбы по дереву, должен был стать педагогом-художником. Но однажды попал в кузницу и понял, что пропал. Больше к деревяшкам не прикасался ни разу.
Железяки – это мое все. Работаю с черным металлом, сталью. Мне нравится сам процесс. Но я не академический скульптор. Хотя понимаю, как это должно выглядеть, какие пропорции соблюдать. Началось все с небольших работ для салонов и галерей. На продажу. А чтобы это не было уж слишком серьезно, добавил искажение. Скорее как некую стилизацию, ну, как в детских рисунках.
Так как не было специального образования, до всего доходил сам. Может быть, в этом есть плюс. Основные способы художественного выражения лица и фигур сложились у меня собственные. О чем не жалею.
Я четко решил не делать канонических скульптур. В своих работах очень редко делаю рот. Мне кажется он лишним. Другие вещи говорят больше слов.
***
У нас творческая семья. Родители познакомились в музыкальном училище в Пскове. Папа – новгородец, мама из Великих Лук. Когда мне было полгода, переехали в Новгород. Так как и бабушка, и родители музыканты, я тоже увлекся музыкой. Играл в группе «Авгур», писал тексты и музыку.
Есть еще младшие брат и сестра. Брат увлекся деревом, он хороший столяр, делает очень интересные вещи. Жена тоже творческий человек, занимается росписью. Но скорее не для заработка, а для души. Еще у нас дочь и сын – это главная ценность.
***
Первая сделанная мной скульптура хранится дома. Такой смешной человечек с дубиной. И это единственная из моих работ, которая останется со мной. Я принял решение – работы не должны стоять дома. Даже самые любимые. Бывает очень жалко расставаться, но они должны уходить. Еще и потому, чтобы не было соблазна что-то в них переделать. Они должны оставаться такими, как получились. Поэтому мне так сложно собрать работы, например, на выставку.
Из крупных скульптур – первая работа «Вечность», которая стоит во дворике Дворянского собрания. Там в свое время хотели сделать парк скульптуры. Семь скульпторов дали свои работы. На мой взгляд, очень интересные. Я сделал дедушку с качелькой на месте сердца.
Потом что-то не сложилось. Двор закрыли и никого туда не пускают.
***
Периодически скульптуры уходят в Москву и Питер. В Питере вообще они замечательно продаются.
Но там толчок «от денег» и от этого – конфликт с самим собой. Теряется творческое. А творческое потерялось – уже не интересно. Ведь даже когда работаешь на заказ, хочется делать от души. И если я начну скульптуры просто «клепать» потоком, что-то во мне потеряется.
Но и нос морщить, если поступают заказы, не буду. Я прежде всего мужчина, долг которого – зарабатывать и защищать. Поэтому помимо скульптуры есть разные работы – кузнечные, сварочные.
***
Знаю, что скульптуры у меня спорные. И это понятно, все по-разному смотрят, по-разному воспринимают.
Больше обижает вандализм. Я не представляю, как можно восстановить «Семью»…
«Птица Сирин» полностью сделана из металла. Но и там уже выломаны части клетки, не хватает двух сегментов. Почему так происходит?
То же самое с «мужиком на ходулях», на которого пытаются забраться люди, чтобы сфотографироваться. Но ведь он не рассчитан на такой вес. А если что-то случится, люди сорвутся?»
Скульптор Вячеслав Смирнов
33 года. Родился в Великих Луках.
В 1999 г. поступил в Новгородское областное училище искусств им. Рахманинова по специальности художник-преподаватель, мастер резьбы по дереву.
В 2001-2004 гг. учился и работал в мастерской художника-дизайнера А.Е. Мокринского.
В 27 лет стал членом Союза художников России. С 2002 года принимает участие в выставках. Большинство работ находится в частных коллекциях в России и за рубежом.
Выставки
2009г. Галерея скульптуры, Санкт-Петербург.
2009г. «Выставка Земли Новгородской» в Государственной Думе, Москва.
2006-2008гг. – выставочный зал Новгородского отделения Союза художников России, Великий Новгород.
2007г. «Молодые художники России» к 250-летию Российской Академии художеств.
2007г. «Парковая скульптура», Великий Новгород.
2008г. «Русский Север Х», Великий Новгород.
Стоп-кадр!
Появившийся этим летом «Телеоператор» – четвертая по счету городская скульптура, выполненная Вячеславом Смирновым по заказу новгородского мецената Николая Сумарокова. До этого были «Семья», «Испуганный рыбак» и «Птица Сирин».
Фигура телеоператора, расположенная на фасаде здания Новгородского областного телевидения, сделана из кусочков металла и весит около 300 кг. По словам Вячеслава Смирнова, скульптура олицетворяет суть операторского искусства, ведь операторы также по кусочкам показывают жизни других людей.
Он рассказал, что это – часть скульптурной группы, задуманной Николаем Сумароковым вместе с прежним рукводителем НОТа Александром Малькевичем. «Полный комплект» включает в себя еще и сидящего на скамейке журналиста с микрофоном.
Светлана КАЛАШНИКОВА
Фото Анны БОЧАРОВОЙ