Как быть с поэзией?
В редакцию пришли два взволнованных человека – члены литературного объединения, – принесли отклик на сборник «Литораль-2». Он как раз обсуждался на недавнем заседании объединения. Правда, отдавая отклик, они покачали головами: «Все равно, ведь, не напечатаете…»
Знаете, что такое литораль? Не правда ли, красивое слово? А переводится с латыни оно, как береговой. Это зона морского дна, затопляемая во время прилива. Так называется литературно-художественный альманах, где собраны стихи и проза молодых и не только новгородских авторов.
На столе лежала эта книга, прекрасно оформленная в глянцевом переплете, и мы готовились к знакомству с творчеством поэтов, чьи стихи были там напечатаны. Книга привлекла внимание пятнадцатилетней внучки, которая любит поэзию. Она с интересом стала ее читать. Но после знакомства с некоторыми авторами была разочарована, мало того, просто не могла понять, почему в стихах присутствует ненормативная лексика (попросту – мат). Ребенок был шокирован, так как дома мы говорим на литературном языке, избегая слэнга, тем более, жаргона…
Об этом можно долго рассуждать. О нашем великом и могучем, который год от года беднее и «стал он сер и стал безлик». Молодежь объясняется на жаргоне, в криминальных сериалах, заполонивших экран, льется на головы зрителей грязь из смеси англицизмов и воровского жаргона. Что происходит с русским языком? Точнее, с нашей речью. Она отражает внутренний мир человека. И что же в этом отражении? Оскудение, безграмотность, которую, к сожалению, допускают сегодня в печатные издания. Понимаем, нам начнут возражать: дескать, какая жизнь – такая и литература. А когда в России были легкие времена? Но во все времена народ сохранял бережно культурно-нравственные ценности.
Вернемся к нашему литературно-художественному альманаху. Большинство стихов, написанных женщинами, отличаются мелкотемьем. Когда объектом становятся чашечки, блюдечки, подушечки, кошечки и т.п. Такого рода стихи можно назвать «кухонными». У мужчин-поэтов направленность на свою исключительность. А также, для наибольшего накала, присутствует ненормативная лексика. Зачем все это? Неужели подобные опусы могут у кого-то вызвать эстетические чувства? Скорее отвратить от современной поэзии. Несмотря на гендерный подход к творчеству, у многих авторов присутствует чувство безысходности, одиночества, разочарования. Вот только несколько названий стихотворений: «Упадок», «Истерика», «Страх», «Это просто тихий ужас»…
К счастью, в сборнике опубликованы стихи, выражающие душевные и духовные переживания (Анна Кукушкина, Александра Звега, Александра Шик, Иван Егоров, Сергей Головин).
После наших размышлений мне пришлось терпеливо объяснять внучке, что в жизни и в литературе не все так плохо и безнадежно, что много светлого, дающего надежду на лучшую жизнь. В конечном счете, задача подлинного искусства – возвышать и облагораживать сознание людей. А не опускаться до примитивного уровня некоторой части жителей, считающих себя интеллигенцией.
Ну, а как же быть с современной поэзией? Пусть каждый сам решает для себя.
Валентина ГУЧИНСКАЯ
Анатолий СОРОКИН
Комментарии
Читала «Литораль», ничего интересного там для себя не нашла. Читала толстый журнал новгородского отделению Союза писателей России — и там жуть, графомания пенсионеров в прозе и в рифму. Наконец, прочитала этот отзыв членов литературного объединения — ни одной свежей мысли, оригинальности, ощущение, что в очередной раз соседские бабушки прошамкали свое «фи».