Как быть с поэзией?

21.11.2013

В редакцию пришли два взволнованных человека – члены литературного объединения, – принесли отклик на сборник «Литораль-2». Он как раз обсуждался на недавнем заседании объединения. Правда, отдавая отклик, они покачали головами: «Все равно, ведь, не напечатаете…»

Знаете, что такое литораль? Не правда ли, красивое слово? А переводится с латыни оно, как береговой. Это зона морского дна, затопляемая во время прилива. Так называется литературно-художественный альманах, где собраны стихи и проза молодых и не только новгородских авторов.
На столе лежала эта книга, прекрасно оформленная в глянцевом переплете, и мы готовились к знакомству с творчеством поэтов, чьи стихи были там напечатаны. Книга привлекла внимание пятнадцатилетней внучки, которая любит поэзию. Она с интересом стала ее читать. Но после знакомства с некоторыми авторами была разочарована, мало того, просто не могла понять, почему в стихах присутствует ненормативная лексика (попросту – мат). Ребенок был шокирован, так как дома мы говорим на литературном языке, избегая слэнга, тем более, жаргона…
Об этом можно долго рассуждать. О нашем великом и могучем, который год от года беднее и «стал он сер и стал безлик». Молодежь объясняется на жаргоне, в криминальных сериалах, заполонивших экран, льется на головы зрителей грязь из смеси англицизмов и воровского жаргона. Что происходит с русским языком? Точнее, с нашей речью. Она отражает внутренний мир человека. И что же в этом отражении? Оскудение, безграмотность, которую, к сожалению, допускают сегодня в печатные издания. Понимаем, нам начнут возражать: дескать, какая жизнь – такая и литература. А когда в России были легкие времена? Но во все времена народ сохранял бережно культурно-нравственные ценности.
Вернемся к нашему литературно-художественному альманаху. Большинство стихов, написанных женщинами, отличаются мелкотемьем. Когда объектом становятся чашечки, блюдечки, подушечки, кошечки и т.п. Такого рода стихи можно назвать «кухонными». У мужчин-поэтов направленность на свою исключительность. А также, для наибольшего накала, присутствует ненормативная лексика. Зачем все это? Неужели подобные опусы могут у кого-то вызвать эстетические чувства? Скорее отвратить от современной поэзии. Несмотря на гендерный подход к творчеству, у многих авторов присутствует чувство безысходности, одиночества, разочарования. Вот только несколько названий стихотворений: «Упадок», «Истерика», «Страх», «Это просто тихий ужас»…
К счастью, в сборнике опубликованы стихи, выражающие душевные и духовные переживания (Анна Кукушкина, Александра Звега, Александра Шик, Иван Егоров, Сергей Головин).
После наших размышлений мне пришлось терпеливо объяснять внучке, что в жизни и в литературе не все так плохо и безнадежно, что много светлого, дающего надежду на лучшую жизнь. В конечном счете, задача подлинного искусства – возвышать и облагораживать сознание людей. А не опускаться до примитивного уровня некоторой части жителей, считающих себя интеллигенцией.
Ну, а как же быть с современной поэзией? Пусть каждый сам решает для себя.

Валентина ГУЧИНСКАЯ
Анатолий СОРОКИН




Комментарии

Аня
21.11.2013

Читала «Литораль», ничего интересного там для себя не нашла. Читала толстый журнал новгородского отделению Союза писателей России — и там жуть, графомания пенсионеров в прозе и в рифму. Наконец, прочитала этот отзыв членов литературного объединения — ни одной свежей мысли, оригинальности, ощущение, что в очередной раз соседские бабушки прошамкали свое «фи».

Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.