Веласкес, Гойя и другие
В осеннем Новгороде жарко — в залах Музея изобразительных искусств царит Испания. Выставка «Испанское искусство XIV – XX вв. из собрания Государственного Эрмитажа» представляет 139 произведений живописцев, мастеров декоративно-прикладного искусства и оружейников.
Это 14 экспозиция, организованная сотрудниками Эрмитажа в Новгородском музее-заповеднике. Коллекция испанского искусства петербургского музея входит в число крупнейших музейных собраний мира. Перед тем, как приехать в Великий Новгород, часть экспонатов выставлялась в музее Прадо в Испании. На выставке представлено 27 полотен, среди которых работы Мурильо, Веласкеса, Коэльо, Фортуни, Гойи..
— В богатейшем собрании гравюр Государственного Эрмитажа есть все графические серии, созданные великим испанским мастером Франсиско Гойей. На выставке в Великом Новгороде представлены 36 листов из знаменитого цикла «Капричос», созданного в 1797–1798 гг., — рассказали в Новгородском музее-заповеднике. — Графическая сюита предваряется «Автопортретом». В нём художник представил себя полным достоинства и как бы отстранённым от событий, о которых повествует.
В «Капричос» переплетается мир реальный и вымышленный, возвышенное и уродливое. Гойя говорил об Испании, о предрассудках и невежестве, пронизывающих все слои общества. Художник обращался к своим современникам, исследовал конкретную ситуацию, но созданные им образы стали общечеловеческими и вне-временными.
Фигуры человекоподобных существ конвульсивно мечутся, творя свои злые и пакостные дела. Перед нами оживают видения Брейгеля, паясничают маски Калло, клубится всякая нечисть, радующаяся сумраку.
Жизнь втолкнула Гойю в мир «Капричос», чтобы в нем через отчаяние и надежду, страх и сострадание, переживание и постижения привести к нравственному очищению, возвысить и полностью переплавить его как человека и как художника. Здесь он как бы разом разрубил тугой узел противоречий времени и личной драмы. Здесь родился новый Гойя – тот, который мог уже воспринимать жизнь не дуалистически, в полном противопоставлении манящей мечты и отталкивающей, взывающей к суду разума действительности, но в целом, во всей полноте и во всей необходимости ее реального бытия, в мощной динамике разрушений и становлений.
Ну, а оружейное искусство Испании – яркое и самобытное явление в национальной культуре этой страны. Испания входила в число самых крупных производителей оружия как военного назначения, так и охотничьего. В Арсенале Государственного Эрмитажа на сегодняшний день хранятся свыше 15 тысяч образцов оружия прошлого. Испанский раздел насчитывает около 60 предметов боевого и охотничьего снаряжения, 27 из них находятся на выставке.
В «Капричос» особая, мрачно гротескная атмосфера. Эти картины представляют собой другую сторону ярости, благородной злости против превратного мира, превратив эту серию в творение возмущенного разума, восставшего против тьмы, безумия, предрассудков.
Елена ПАВЛЕНКО