Веласкес, Гойя и другие

21.11.2013

В осеннем Новгороде жарко — в залах Музея изобразительных искусств царит Испания. Выставка «Испанское искусство XIV – XX вв. из собрания Государственного Эрмитажа» представляет 139 произведений живописцев, мастеров декоративно-прикладного искусства и оружейников.

Бартоломе Эстебан Мурильо  «Св. Иосиф, ведущий за руку ребенка Христа»Это 14 экспозиция, организованная сотрудниками Эрмитажа в Новгородском музее-заповеднике. Коллекция испанского искусства петербургского музея входит в число крупнейших музейных собраний мира. Перед тем, как приехать в Великий Новгород, часть экспонатов выставлялась в музее Прадо в Испании. На выставке представлено 27 полотен, среди которых работы Мурильо, Веласкеса, Коэльо, Фортуни, Гойи..
— В богатейшем собрании гравюр Государственного Эрмитажа есть все графические серии, созданные великим испанским мастером Франсиско Гойей. На выставке в Великом Новгороде представлены 36 листов из знаменитого цикла «Капричос», созданного в 1797–1798 гг., — рассказали в Новгородском музее-заповеднике. — Графическая сюита предваряется «Автопортретом». В нём художник представил себя полным достоинства и как бы отстранённым от событий, о которых  повествует.
В «Капричос» переплетается мир реальный и вымышленный, возвышенное и уродливое. Гойя говорил об Испании, о предрассудках и невежестве, пронизывающих все слои общества. Художник обращался к своим современникам, исследовал конкретную ситуацию, но созданные им образы стали общечеловеческими и вне-временными.
Диего Веласкес «Мужская голова в профиль»Фигуры человекоподобных существ конвульсивно мечутся, творя свои злые и пакостные дела. Перед нами оживают видения Брейгеля, паясничают маски Калло, клубится всякая нечисть, радующаяся сумраку.
Жизнь втолкнула Гойю в мир «Капричос», чтобы в нем через отчаяние и надежду, страх и сострадание, переживание и постижения привести к нравственному очищению, возвысить и полностью переплавить его как человека и как художника. Здесь он как бы разом разрубил тугой узел противоречий времени и личной драмы. Здесь родился новый Гойя – тот, который мог уже воспринимать жизнь не дуалистически, в полном противопоставлении манящей мечты и отталкивающей, взывающей к суду разума действительности, но в целом, во всей полноте и во всей необходимости ее реального бытия, в мощной динамике разрушений и становлений.
Ну, а оружейное искусство Испании – яркое и самобытное явление в национальной культуре этой страны. Испания входила в число самых крупных производителей оружия как военного назначения, так и охотничьего. В Арсенале Государственного Эрмитажа на сегодняшний день хранятся свыше 15 тысяч образцов оружия прошлого. Испанский раздел насчитывает около 60 предметов боевого и охотничьего снаряжения, 27 из них находятся на выставке.

В «Капричос» особая, мрачно гротескная атмосфера. Эти картины представляют собой другую сторону ярости, благородной злости против превратного мира, превратив эту серию в творение возмущенного разума, восставшего против тьмы, безумия, предрассудков.

Елена ПАВЛЕНКО




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.