Творец и глина
Бог слепил человека, и остался у него неиспользованный кусок глины. «Что ещё слепить тебе?» – спросил Бог. «Слепи мне счастье», – попросил человек. Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины… (Притча)
Мы сидим в мастерской Галины Булганиной в окружении удивительных скульптур: грустных и трогательных ангелов, зверей и птиц с «человеческими» лицами и людей, похожих на невиданных животных… От них трудно оторвать взгляд. Кажется, здесь можно часами просто смотреть.
Мысли и чувства рождаются от созерцания, простого восприятия цвета, изгиба линий, проступающих в абстрактной смешанности красок. И нет границ внутреннего и внешнего – одно перетекает в другое, чувство обретает цвет и форму, а тело, наоборот, растворяется, теряет, природные очертания и становится чувством.
Живописных полотен в мастерской Галины Булганиной немного. Но они метафоричны, многослойны. И в них угадывается та «булганинская» индивидуальность, которой отмечены все работы художника. Воспринимаются они по-разному, но всегда – неравнодушно… Может быть, потому, что в них больше для работы души, чем ума, их легче пережить, чем объяснить.
Разумеется, здесь дело в авторе. Поэтому мои вопросы к Галине Булганиной тоже о чувствах, тех, что переживает скульптор, когда мнет в руках глину.
– Это, действительно, удивительное ощущение. Предчувствие рождения. Правда, сначала рождается неясный образ. Его обдумываешь, представляешь, потом наносишь на бумагу «маленькие почеркушки». Я не все рисую, потому что, если нарисуешь весь образ, нечего лепить будет. Все происходит в процессе лепки.
Причем больше люблю именно лепить. Разрисовывать не люблю. Устаю от этого. Вижу, что иногда можно и не разрисовывать. Скульптура и так закончена. Но для зрителей, наверное, привычнее – разрисованная.
Расписывать предпочитаю красками, сделанными старинным способом. Современные акриловые мне кажутся менее «живыми», искусственные какие-то. Использую их только в маленьких деталях.
– У вас много скульптур ангелов. Почему?
– Они позволяют заглянуть в душу. Для меня ангелы – это человеческие души.
– У всех лиц в ваших работах есть какое-то неуловимое сходство. Даже у животных…
– Все образы придуманные. Конкретных портретов не делаю. Хотя есть у меня серия «Горожане», на которую смотрят и говорят: вот этот похож на того-то или того-то… Что же, вероятно, там есть какие-то типичные черточки.
– Когда вы поняли, что хотите стать скульптором?
– Всегда хотела быть художником. Рисовала с детства и о другой профессии не думала. Но потом подружка сманила поступать в Абрамцевское художественное училище. Когда стала выбирать факультет, попробовала глину. С тех пор больше ничем не хотела заниматься. Хотя иногда пишу картины. Это как отдых от керамики.
Скульптура – безмолвный язык. Вот смотрите, это – маленький человек в челне, на спине огромной рыбины, которая, в свою очередь, стоит на двухголовой черепахе, причем одна голова – там, где положено, а другая – где хвост… Что это, по-вашему?
– Не знаю… Может быть, так человек ощущает себя во Вселенной?
– Вот видите! А для меня это суть творчества.
– Некоторые считают: творчеством заниматься возможно только в столицах, маленький город не годится.
– Никогда не хотела жить ни в Питере, хотя там училась, ни в Москве. В последний год учебы в Мухинском училище только и думала, скорей бы окончить и уехать куда-нибудь, где нет суеты. Новгород – как раз такой город, и я его обожаю. Здесь можно подняться над суетой – есть у меня такие работы. И это тоже Новгород.
– Семья у вас творческая?
– Художники в первом поколении. Муж Вячеслав – живописец, дочка Даша – тоже скульптор, но по металлу. И ее муж скульптор. Есть двое внуков, 2 и 4 лет.
– Вы не противились выбору дочери? Все-таки профессия трудная.
– Наоборот, поощряли. Правда, она, когда была подростком, воспротивилась. Все кругом говорили: «Даша будет художником!» Ну, она и возмутилась: «Почему за меня решили?» Хотела выбрать другую профессию, но потом передумала. По-моему, правильно. Она очень талантлива. С первого раза, без всякой протекции поступила в Мухинку, прекрасно ее окончила.
– Скажите, от творчества можно устать?
– Не знаю. Когда устаю, иду гулять. Любимое время года – осень, синева и золото. А творческая депрессия случается, да. Если есть подъем, значит, должен быть и спад. Как выхожу? Бросаю все и читаю запоем. Накапливаю мысли. И образы.
Галина Булганина.
Родилась в Архангельской области. Окончила Абрамцевское художественно-промышленное училище (отделение керамики) в 1978 г. и ЛВХПУ им. В.И.Мухиной (ныне им. барона Штиглица) в 1988 г.
С 1988 г. живет и работает в Великом Новгороде.
С 1995 г. – член Союза художников России.
Участник многих городских, российских и международных выставок и акций.
Произведения находятся в Новгородском музее-заповеднике и в частных коллекциях России и других стран.
Светлана КАЛАШНИКОВА
Анна БОЧАРОВА (фото)