Менеджеры по словам?

16.01.2014

Потребительская психология порождает страшную гонку по простой формуле: деньги – товар. И по ходу ускоряющегося кругового движения уже отвергаются всякие моральные тормоза как ослабляющие гонку. Вслед за моралью пропадает понятие профессиональной гордости. Общественные объединения представителей творческих профессий резко снижают критерии на вход, превращаясь в проходной двор. Высокая квалификация по конкретной специальности на наших глазах перетекает в нечто аморфное под названием «менеджер».

Вот и в писательском искусстве – искусстве поэта, прозаика, публициста, журналиста – все меньше, собственно, самого искусства. Ныне торжествуют иные принципы: как можно больше шаблонного и как можно меньше глубинного, потаённого. Впору нынешних авторов называть «менеджерами по словам»…
Больше всего пострадала поэзия. Хорошие стихи – это тонко организованное сочетание ритма, звукописи и образов. Можно сказать и по-другому: это особым образом спрессованная информация. Содержание торчит из них, – как говорил Мандельштам, – «пучком». Хорошие стихи при чтении нужно обязательно проговаривать (хотя бы внутри себя), чтобы не потерялись ассоциации.
При этом талантливые стихи всегда о жизни, даже если они описывают природу.
Среди новгородских поэтов есть, конечно, настоящие профессионалы. Но они малозаметны среди серой пишущей братии, пусть даже прикрытой, как некоторые, громкими званиями членов Академии русской словесности и изящных искусств.
Ошибочно думать, что деградация профессионализма писательского труда победила лишь в одной области России. Читая стихи дипломантов популярного ежегодного международного поэтического конкурса «Золотая строфа», диву даёшься падению  грамотности и уровня глубины. Да, в сборниках конкурса за деньги печатают почти всех желающих. Но зачем раздавать отдельным неумехам дипломы, утвержденные компетентным жюри? Предполагаю, что члены жюри тоже деградировали, начитавшись бесконечной графомании…
Несколько примеров.
Вот один автор мечтательно хочет «обнять твои плеча». Может, все-таки «плЕчи»?
«Напиши с меня пейзаж», – требует другой. Непонятно, почему не натюрморт, который как-то ближе к портрету…
Третий поражает читателя умозаключением: «Бутылка жизни выпита на треть». Ну, что хорошего можно ждать от поэта с такой единицей измерения собственной жизни?
А вот фрагмент из стихов еще одного дипломанта:
Как маг
Вирш всяк,
Вмиг вскрик,
В ум вник.
Хоть, вродь
Мозг гнёть?
Всяк ли «вирш» наш мозг «гнёть» – вопрос большой. Но при этом хотелось бы найти положительный ответ на более важный вопрос: куда идет русская поэзия?
На заре компьютеростроения, лет этак 50 назад, в одну из счетных машин заложили всего лишь 130 слов и простую программу стихосложения. Она стала в минуту выдавать по 150 четверостиший. Вот, например, перевод одного из таких машинных произведений:

Поэма № 929
Сон проплывал,  оставляя надежды.
Космос сворачивался устало.
Свет от людей был оставлен невеждам.
Небо пропало.

Машина бездушна и бездуховна по определению. Она не знает смысла человеческой жизни, ее существование определяется включением кнопки. Она – механический графоман, озадаченный перебором узкого набора слов. И то порой получается талантливей многих современных «золотострофников»…
Извечный вопрос: что делать?
Ответ подсказывают известные экономисты, которые, не соглашаясь с официальной политикой, переходят в «экспертное сообщество». И уже с другой трибуны высказывают обществу свое мнение, влияя тем самым «на процессы».
Искоренить графоманию невозможно, изменить политику имеющихся литературных изданий – тоже. Но можно, создав клуб единомышленников, обсуждать произведения талантливых новгородских авторов, готовить, распространять критические обзоры и исследования. Тем самым выстраивать профессиональные рейтинги и развивать читательский вкус. А в продолжение идеи – попытаться организовать фонд разнообразной персональной поддержки способных авторов…

Владимир ИСАКОВ




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.