Уличные «мазилы»

13.02.2014

Если бы лет 30-40 назад прохожие увидели, как на электрические столбы надевают шапки и варежки, а посреди проезжей части рисуют, к примеру, сбитого пешехода, – таких «творцов» непременно отвели бы в милицию.

К слову, и сегодня их может ждать та же участь.
Все зависит от позиционирования. То, что раньше могли расценить как хулиганство, сегодня – целое направление творчества: стрит-арт, или уличное искусство.
Великий Новгород не избежал нового веяния, правда, с налетом чисто женской милоты – в декабре группа энтузиастов (в основном девушек) укутала деревья рядом с Детским музейным центром яркими вязаными шарфами… Трогательно. Но для настоящего стрит-арта мало. Это понятие шире, чем принято думать.
Считается, что стрит-арт вырос из граффити 1970-х годов, которые широко распространились в Нью-Йорке. Это время пионеров стрит-арта, которые просто оставляли на стенах и заборах свои подписи – сначала в своем районе, а затем и в других частях города. Со временем между нью-йоркскими граффитистами началось соперничество, побудившее их придумывать все более оригинальные способы оставить память о себе в общественных местах.
Одной из наиболее характерных черт стрит-арта всегда была анонимность. Сама идея уличного искусства – показать свою работу как можно большему числу людей, использовать общественные места для выражения своих идей или для того, чтобы заставить человека задуматься, – не предполагала акцента на авторстве. Поэтому имена многих уличных художников знают немногие, только те, кто всерьез увлечен этим направлением.
Постепенно уличные художники уходили от граффити (которые сейчас уже почти перестали ассоциироваться со стрит-артом) и уже в 1990-х вслед за трафаретами начали использовать постеры и стикеры, видеоарт и даже устраивать инсталляции. Это время стало для стрит-арта временем нового поколения художников – Бэнкси, Шепарда Фейри, Ces53, Space Invader, 108, Ash и многих других.
Вне зависимости от того, какие цели преследуют уличные художники – политическая агитация, донесение до людей собственных идей, высказывание на актуальную тему или просто самовыражение, стрит-арт представляется искусством, которое лучше всего отвечает нынешнему времени. Камерные оркестры дают уличные концерты, искусство из галерей и музеев перемещается в город, становясь бесплатным, общим и одновременно ничьим.
Правда, в России уличное искусство приживается с трудом. Оно и понятно – те, кто пытается создавать на улицах объекты стрит-арта, не всегда догадываются о вкусах тех, кто по этим улицам ходит. Но в столицах уже не удивить ни расписанными баллончиками стенами старых хрущевок, ни уличными инсталляциями, ни бьющей аппликацией рекламой.
У людей, живущих там, сдвинулась оптика, поменялось восприятие. Да и медиа все чаще рассуждают об уличном искусстве, не говоря уж об Интернете. Граффити и стрит-арт – в России пока это очень близкие по форме и по своим представителям явления, хотя содержательно отличные. За граффити, например, всерьез взялись и маргинальные, и официальные политические партии, гражданские инициативы. В качестве инструментов пропаганды. С художниками стрит-арта пока не так много прецедентов, но они есть.
Граффити как одно из направлений стрит-арта нам понятнее и ближе. Чем сильнее индивидуализм, тем больше граффити. И это как раз надпись из трех букв (по-русски) или из четырех (по-английски). Пустой знак. За ним не стоит ничего, кроме обозначения того, что я – живу. Сегодня и сейчас. Самый важный эстетический драйв испытывает автор, а не зрители. Для начала сойдет: улица большему научит. Если ты хочешь делать «на улице», а не «про улицу». Если же второе – то, пожалуйста, горизонты намечены – формы и стили тоже. 
Появилось даже целое направление реверс-граффити. Например, когда художники работают в закопченных туннелях, рисуя по копоти, по грязи. Причем органам правопорядка тут не к чему придраться – изображение не наносится. Формально даже наоборот – они очищают пространство от грязи. Из любви к искусству.

Ирина АНЦИФЕРОВА




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.