«Художник слушает мировой оркестр и вторит ему, не фальшивя…»

13.02.2014

Это строки из письма Чюрлёниса. Их сохранилось совсем немного. И вообще его наследие нельзя назвать обширным. Как композитор он известен меньше, хотя считается родоначальником литовской национальной музыки. Как художник – больше, причём с самого начала, с показа первых работ. Их сразу же заметили художники «Мира искусств» и такие гиганты, как Горький и Ромен Роллан. Чем никому не известный литовец, не имеющий серьезного образования, привлёк внимание художественного Петербурга? Наверное, отсутствием пустоватой изощрённости, а значит, искренностью и страстью, а главное, уходящей в глубину человеческого существования тайной, недосказанностью. Принципиальной нерасшифруемостью.

«Художник слушает мировой оркестр и вторит ему, не фальшивя...» 1Микалоюс Чюрлёнис прожил короткую (всего 35 лет) и, видимо, не очень счастливую жизнь. Пик его творчества пришёлся на 1907-1909 гг., потом душевная болезнь, выздоровление, жесточайшая простуда и мгновенная смерть в 1911 г. Недавно женился, только что родился ребёнок… Чюрлёнис не относился к людям, мечты которых сбываются.
С первых же работ видна тяга к символизму, но в своеобразном преломлении. Первая картина «Музыка леса». Технически абсолютно беспомощная, но – чёрные вертикали не стволы вовсе, а струны чудесной арфы, которые перебирает рука ветра. В знаменитой картине «Покой» снова подчёркивается, что это не изображение ландшафта, а выражение эмоции, только (рискну сказать) глубже, чем у Левитана в его «Над вечным покоем». «Печаль» – овал озёрного берега «пронзён» колючими шипами какого-то странного растения, данного крупным планом. Во втором варианте такой шип пронзает уже косяк перелётных птиц. В аллегории «Дружба», как и в некоторых других работах, изображён огромный шар света в ладонях. В «Истине» такой же свет, но уже обжигающий и искажающий лицо самого художника. Так и во всём: «Зима» может означать и динамический процесс жизни природы, и жизненный холод вообще, и тоскливый символ неразделённой любви, и, вообще, пейзаж души художника.
Есть достоверные свидетельства, что Чюрлёнис обладал цветным слухом, что его цветное видение при восприятии музыки было необыкновенно интенсивным. Это сказалось на его живописи, и прежде всего на знаменитой серии «Сонат». Пересказывать живопись почти безнадёжное дело, перекладывать на слова музыкальную живопись невозможно. И всё же. Мы можем и должны говорить о появлении нового изобразительного языка, преодолевающего извечное противоречие между пространственными и временными искусствами. Чюрлёнис по-новому (Рерих говорил, что он был не новатор, но новый) подошёл к структуре картины, где каждый пластический элемент выполнял роль голоса в гигантском оркестре природы. Они – голоса – переплетаясь в разнообразных ритмических формах, придавали плоскости картины внутреннее движение. В случае с «Весенней сонатой» набухающее, но ломкое, прозрачное, в «Солнечной» – неторопливо-жаркое.
На выставке в Центре современного искусства, сформированной Мемориальным музеем Чюрлёниса в Вильнюсе, представлены репродукции  всех основных работ художника. Они сделаны по особой технологии, позволяющей восстановить почти утраченные, т.н. «третьи планы». Также демонстрируется фильм, в котором директор Стасис Урбанис рассказывает о творчестве Чюрлёниса и о музее его имени.

Новгородский центр современного искусства напоминает, что с 12 сентября по 12 октября 2014 г. будет проходить тематическая выставка «Библейские сюжеты». Приглашаются к участию все художники, кто пожелает «высказаться» на эти вечные темы.
А также с 19 декабря по 19 января 2014-2015 гг. будет проходить ежегодный форум новгородских фотографов «Окоём». К участию приглашаются все фотографы, проживающие в Великом Новгороде и Новгородской области. Принимаются снимки 2014 года. Справки по телефону 94-60-79.

Сергей ПУХАЧЁВ




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.