Маскарад судьбы в фильмах Лукино Висконти, Элана Паркера и Алексея Балабанова

17.04.2014

Любовный недуг загоняет в добровольное рабство. Кого любить или что – вот это, скажем, без разницы. Главное, чтоб до потери пульса и полного умопомрачения. Потом будет, что вспомнить.

Взаимность весьма желательна. Впрочем, один модный в позапрошлом веке поэт говаривал: если я люблю, тебе какое дело? То есть наслаждался собственным безумием вне коллектива единомышленников. Ибо нету глупости, наказуемой быстрей и звонче, чем это обнародование персонального диагноза. Влюблённый играет главную роль в собственном театре абсурда и готов на смерть во имя. Хотя вроде печётся о продолжении рода. Но всегда отыщутся конкуренты-злопыхатели. Готовые разбавить твою ложку мёда бочкой дёгтя.
А чем докажешь объекту любви свою профпригодность? Швейцарским депозитом? Но у нас таких везунков всего полторы тыщи против полутораста миллионов бедных родственников. Жёсткая конкуренция не оставляет ни малейшего шанса. В асимметричном варианте можно отловить объект-жертву, загнать в гнилые трущобы, кормить-поить, чем придётся, регулярно насиловать и заставлять рожать. Таким образом реализуя свой план улучшения человеческой породы по ходу построения светлого будущего.
Жаль, всякий социальный произвол чреват санкциями. Рано или поздно твой страстно любимый Груз-200 всплывёт в СМИ, а первый же сунувшийся под руку закон покарает судом и вендеттой до седьмого колена. Шибко повезло, если дознаватели вдруг отыщут синдром великодержавной паранойи. Тогда горе-маньяка ждёт лишь принудительное лечение в стационаре за казённый счёт. И общенациональное обожание. Тем не менее в нашей гламурнотаёжной зоне любить полагается как раз угарно, безумно, а если в полном ажуре, то под выхлопной трубой патриотизма. Иначе что же нам завещать потомкам? Постапокалипсический гранитный склеп с трупом мумифицированного всенародного счастья? Но ведь любовь ко всему прогрессивному человечеству предполагает как минимум овладение всем миром. Или в качестве альтернативы – одной шестой.
Некоторые особо натасканные маньяки сублимируют, переводят своё сексуальное торнадо в иную область. Кто в медиахолдинг, кто в искусство, кто в войну. Кому куда сподручней. Всё решает система координат. В одном сообществе модны симфонизм с пацифизмом, в другом – каннибализм со всякими милыми излишествами. Приучающими самосознание народа к парному пушечному мясу. Из всех изобретённых людьми грехов самый тяжкий, безусловно, гордыня. Тем более, когда она ущемлена. Обстоятельствами или современниками. Больное самолюбие и комплекс неполноценности играют в подкидного дурака. Регулярно заставляя нас истошно кукарекать под столом. Но кто признает глупость собственной наразделённой любви? Особенно к чужой славе. Ведь ей все возрасты покорны. И плох тот солдат, который не мечтает натянуть генералов мундир. Влюбляясь в творца истории, легко путаешь лицо с личиной. Причём его маска всегда имеет две стороны со множеством смыслов. Главная цель всякого людоеда – наше чистейшее Сердце Ангела. Только вырвав и растоптав его, он хоть как-то способен возвыситься над судорогами окровавленной жертвы.   
Грешки, пороки притягивают, соблазняют, заползают в нутро. Мы влюблённо отвечаем им взаимностью. Не поняв, что обещанное нам светлое будущее – всего лишь отрыжка жуткой реальности. В погоне за славой готов на всё. Однако, испепелив душу завистью, слишком поздно понимаешь: ты послушная марионетка – игрушка в руках мелкого беса. То и дело дёргающего тебя за нервные окончания. К несчастью, в короли маскарада толпа избирает отнюдь не мудрейшего-добрейшего. А самого  что ни наесть пробивного. Своего в доску. Обречённого на публичность серой массой. И на ней женатого. Пусть не по любви, но по расчёту – так ведь дарёному коню в зубы не смотрят, верно? В конце концов, когда он своё отпашет, его большинством голосов можно хоть на скотобойню, а хоть прямо в борозде, предав анафеме, пустить на рога и копыта. Как всех других, честно отмотавших свой срок…
Кому-то хочется умереть, поперхнувшись парижским смогом. Кому-то сладка карнавальная Смерть в Венеции. Когда, устав дирижировать маскарадом, судьба кладёт скрипку в футляр, а измочаленную душу – в ладони ангелу смерти. Но кому-то ведь всё ещё хочется дышать полной грудью и просто жить. Яростно, долго, счастливо! Не мешая другим. Каждый годен к любви, каждый её достоин. И, пока мистерия-буфф сохраняет иллюзорное триединство времени-места-действия, это вполне реально. Для влюблённых в свою и чужую жизнь.

Василий БУЛЫГИН




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.