Маскарад судьбы в фильмах Лукино Висконти, Элана Паркера и Алексея Балабанова
Любовный недуг загоняет в добровольное рабство. Кого любить или что – вот это, скажем, без разницы. Главное, чтоб до потери пульса и полного умопомрачения. Потом будет, что вспомнить.
Взаимность весьма желательна. Впрочем, один модный в позапрошлом веке поэт говаривал: если я люблю, тебе какое дело? То есть наслаждался собственным безумием вне коллектива единомышленников. Ибо нету глупости, наказуемой быстрей и звонче, чем это обнародование персонального диагноза. Влюблённый играет главную роль в собственном театре абсурда и готов на смерть во имя. Хотя вроде печётся о продолжении рода. Но всегда отыщутся конкуренты-злопыхатели. Готовые разбавить твою ложку мёда бочкой дёгтя.
А чем докажешь объекту любви свою профпригодность? Швейцарским депозитом? Но у нас таких везунков всего полторы тыщи против полутораста миллионов бедных родственников. Жёсткая конкуренция не оставляет ни малейшего шанса. В асимметричном варианте можно отловить объект-жертву, загнать в гнилые трущобы, кормить-поить, чем придётся, регулярно насиловать и заставлять рожать. Таким образом реализуя свой план улучшения человеческой породы по ходу построения светлого будущего.
Жаль, всякий социальный произвол чреват санкциями. Рано или поздно твой страстно любимый Груз-200 всплывёт в СМИ, а первый же сунувшийся под руку закон покарает судом и вендеттой до седьмого колена. Шибко повезло, если дознаватели вдруг отыщут синдром великодержавной паранойи. Тогда горе-маньяка ждёт лишь принудительное лечение в стационаре за казённый счёт. И общенациональное обожание. Тем не менее в нашей гламурнотаёжной зоне любить полагается как раз угарно, безумно, а если в полном ажуре, то под выхлопной трубой патриотизма. Иначе что же нам завещать потомкам? Постапокалипсический гранитный склеп с трупом мумифицированного всенародного счастья? Но ведь любовь ко всему прогрессивному человечеству предполагает как минимум овладение всем миром. Или в качестве альтернативы – одной шестой.
Некоторые особо натасканные маньяки сублимируют, переводят своё сексуальное торнадо в иную область. Кто в медиахолдинг, кто в искусство, кто в войну. Кому куда сподручней. Всё решает система координат. В одном сообществе модны симфонизм с пацифизмом, в другом – каннибализм со всякими милыми излишествами. Приучающими самосознание народа к парному пушечному мясу. Из всех изобретённых людьми грехов самый тяжкий, безусловно, гордыня. Тем более, когда она ущемлена. Обстоятельствами или современниками. Больное самолюбие и комплекс неполноценности играют в подкидного дурака. Регулярно заставляя нас истошно кукарекать под столом. Но кто признает глупость собственной наразделённой любви? Особенно к чужой славе. Ведь ей все возрасты покорны. И плох тот солдат, который не мечтает натянуть генералов мундир. Влюбляясь в творца истории, легко путаешь лицо с личиной. Причём его маска всегда имеет две стороны со множеством смыслов. Главная цель всякого людоеда – наше чистейшее Сердце Ангела. Только вырвав и растоптав его, он хоть как-то способен возвыситься над судорогами окровавленной жертвы.
Грешки, пороки притягивают, соблазняют, заползают в нутро. Мы влюблённо отвечаем им взаимностью. Не поняв, что обещанное нам светлое будущее – всего лишь отрыжка жуткой реальности. В погоне за славой готов на всё. Однако, испепелив душу завистью, слишком поздно понимаешь: ты послушная марионетка – игрушка в руках мелкого беса. То и дело дёргающего тебя за нервные окончания. К несчастью, в короли маскарада толпа избирает отнюдь не мудрейшего-добрейшего. А самого что ни наесть пробивного. Своего в доску. Обречённого на публичность серой массой. И на ней женатого. Пусть не по любви, но по расчёту – так ведь дарёному коню в зубы не смотрят, верно? В конце концов, когда он своё отпашет, его большинством голосов можно хоть на скотобойню, а хоть прямо в борозде, предав анафеме, пустить на рога и копыта. Как всех других, честно отмотавших свой срок…
Кому-то хочется умереть, поперхнувшись парижским смогом. Кому-то сладка карнавальная Смерть в Венеции. Когда, устав дирижировать маскарадом, судьба кладёт скрипку в футляр, а измочаленную душу – в ладони ангелу смерти. Но кому-то ведь всё ещё хочется дышать полной грудью и просто жить. Яростно, долго, счастливо! Не мешая другим. Каждый годен к любви, каждый её достоин. И, пока мистерия-буфф сохраняет иллюзорное триединство времени-места-действия, это вполне реально. Для влюблённых в свою и чужую жизнь.
Василий БУЛЫГИН