И это всё о ней…
О ней, о ней, желанной. О светописи.
Уж, кажется, все сказано, все акценты сделаны, все понятия разведены. Однако это тот случай, когда никак лишним не будет повторить, казалось бы, очевидное. Поводов для этого, как и прежде, хоть отбавляй.
Сейчас идет очередной набор в школу-студию творческой фотографии «МЫ». Люди звонят, интересуются. И через одного спрашивают: обязательно ли иметь «зеркалку», чтобы начать у нас обучение?
Можно, конечно, улыбнувшись, односложно ответить. Но ведь ситуация в высшей степени симптоматична! До сих пор творческий потенциал фотографа напрямую связывают с его технической оснащенностью. Напомним: великий Картье-Брессон всю свою «профессиональную жизнь» довольствовался практически одной камерой и одним объективом. И, кстати, его тогдашняя «Лейка» — не ровня современным цифровым «мыльницам» (несправедливый ярлык!), которые разве что только пива не наливают. Стало быть, все остальное – талант. Плюс высокая интеллигентность и потрясающая скромность. В 1947 году мэтр со товарищи основал всемирно известнейшее агентство «Магнум фото» и именно в связи с этим событием написал в своем дневнике: «Я уже не был любителем, но все еще оставался дилетантом». (!)
Сравнительно недавно вышла в свет книга вашего покорного слуги «Единица измерения». Это какая-никакая художественная литература, порядка трехсот страниц, а стало быть, необходимы были иллюстрации. Издатель так и сказал: «Решайте эту проблему!». Решил, недолго думая: фотографии ассоциативного ряда, авторские же. Их в книге около восьмидесяти, включая первую и четвертую страницы обложки! Полиграфическим исполнением, сразу скажу, все, включая издателя, остались довольны. Если честно, я ленив, и кофр с той самой пресловутой «зеркалкой» и набором оптики редко висит на плече. Куда чаще – в кармане маленькая камера, и то не последнего поколения. Так вот, за исключением пяти все остальные фото, вошедшие в книгу, были сделаны как раз этой малышкой.
Почти с унынием в очередной раз процитирую Валерия Тимофеевича Стигнеева, известного отечественного исследователя фотографии: «Научиться грамотно снимать – дело нехитрое». Так, может, уже хватит «хитрить»? Техничность снимка это, разумеется, непреложное требование. Но, как бы это неожиданно ни прозвучало, не главное.
Мы всегда старательно подчеркиваем: у нас не учат фотографировать – у нас изучают фотографию. И как следствие – научаются фотографировать. Очень, знаете ли, важная причинно-следственная связь… Может, именно поэтому, отучившись положенные девять месяцев, студийцы целыми группами остаются на второй год. Просто светопись становится неотъемлемой составляющей жизни, и очень хочется не прерывать эту творческую пульсацию. Мы и не возражаем. Более того, теперь у нас (кроме собственно образовательной структуры) уже два творческих объединения. А набор на обучение в школе-студии проводим уже дважды в год. И вот весьма примечательное наблюдение. Те, кто сейчас приходит к нам учиться, сильно отличаются от слушателей, скажем, трехлетней давности. Во-первых, их просто больше количественно. А главное, их приводит сюда не любопытство, не попытка обрести новое хобби, а здоровые творческие амбиции. Так что нет, не мельчает народ, напротив – посерьезнел. Нынче душа в цене!
Вот и о главном. Стало хрестоматийным для наших фотографов такое осмысление снимка: он имеет, разумеется, эстетическое измерение, содержательное (или сценарное), затем чувственное и, наконец, нравственное, а затем, если хотите, духовное. И какая же это радость осознавать, что, оценивая фотографию как произведение искусства, они прежде всего резонируют на три последних параметра. Более того, это становится путеводным в их творчестве. Наверное, потому-то по прошествии шести месяцев обучения почти каждый из них имеет небольшую коллекцию по-честному выставочных кадров.
Недавно в эфире Новгородского телевидения трое наших соратников по фотоклубу стали участниками серьезного разговора о месте фотографии в культуре. Ведущий под конец этой беседы задал моим коллегам очень важный, как мне кажется, вопрос: существует ли наша национальная фотография? Ответ, разумеется, был положительным, но время прямого эфира закончилось, к сожалению всех его участников. А мне вот захотелось сейчас продолжить…
Как-то принимали мы в нашем объединении гостя: мастер-класс проводил Томас Вернер, историк и преподаватель фотографии в одном из университетов США. Он почти ежегодно приезжает в Россию в своеобразную творческую командировку – собирает коллекцию «русских фотографий», которую пополнил и за счет наших снимков. Уже после встречи Том приватно поделился: «Удивляюсь, как это у вас получается! Мои студенты полностью упакованы аппаратурой. Снимают качественно, но как-то прохладно, в основном сосредотачиваясь на фотографической эстетике. Вы же все «на коленках» делаете – а какие одухотворенные работы!»
Устами американца – это, знаете ли… Он же уже тогда ответил на этот самый вопрос о нашей национальной светописи. И «пароль» произнес: одухотворенность.
На том и стоим…
Андрей КОЛОДИН
Дом творческой фотографии «МЫ»
Комментарии
моя фотография присутствует на фото (2ряд 2фото) хочу скачать эту книгу но немогу найти её так-как не знаю автора пожалуйста кто знает напишите