Наш путь – облако горьких песен
Сегодня в гостях у рубрики «АРТ» Сергей Головин – автор-исполнитель узнаваемых и не вполне обычных песен. Живет и выступает в Санкт-Петербурге, хотя и наш земляк.
Окончил музыкальную школу им. С.В. Рахманинова в Новгороде по классу фортепиано. Еще во время обучения самостоятельно освоил гитару и начал писать песни – приблизительно с 1994 года. Получив специальность «переводчик», Сергей по работе уехал в северную столицу. Первым серьезным творческим шагом стала запись акустического миньона в родном городе на OST-студии. За последние годы Сергей приобрел обширный опыт выступлений на «квартирниках», в клубах и на концертах как в Питере, так и в других городах.
Сейчас работает над первым полноценным альбомом. Уже презентован новгородский миньон, а также сингл с дебютного сборника – «Зимняя» и живая запись песни «Серебро», сделанные на питерской студии с участием приглашенных музыкантов и использованием уникального большого концертного рояля.
– Еще в 90-х меня заинтересовал так называемый русский рок, затем я планомерно перешел к исследованию творчества Beatles, Queen, Led Zeppelin, Pink Floyd, Genesis, King Crimson, – рассказывает Сергей. – С этого началось страстное увлечение музыкой. В последнее время много слушаю Radiohead, Tori Amos, Sigur Ros. С детства люблю поэзию, в настоящее время существует ряд публикаций моих стихотворений и текстов в литературных сборниках. Накопилось много материала, но руки никак не доходят собрать его в нечто концептуальное, в книгу. Сейчас в творческом плане я больше известен как автор-исполнитель, хотя в мечтах вижу себя лидером и участником полноценного музыкального коллектива, стремлюсь к этому.
– Как охарактеризовать то, что вы делаете: музыкальное направление, стиль?
– Наверное – арт-поп-рок, – улыбаясь, заключил Сергей.
– Как обстоят дела с записями и выступлениями?
– Записываюсь редко, выступаю тоже не так часто, как хотелось бы, о чем жалею. Есть большое желание найти единомышленников-музыкантов, с кем можно было бы создавать музыку и регулярно концертировать. В настоящее время работаю с питерской студией звукозаписи Vid-Studio, сессионными музыкантами. Планирую сделать альбом: CD-диск с тематически оформленной обложкой, с видео и фото, которые в совокупности с музыкально-текстовым содержанием будут представлять собой некое единое произведение искусства.
– Давайте поговорим о песнях: как они пишутся и есть ли разница между их созданием и стихосложением?
– Они появляются совсем не как стихи. У меня почти нет песен, которые были бы сделаны на базе готового стихотворения. Сначала рождается мелодия и я хожу и напеваю её, бывает месяцами, пока в один прекрасный день не складывается текст, нужное настроение и не получается то, что я называю песней. Стихи же пишутся иначе: там важны слово, размер, ритм, звуки, образы.
– Пожалуй, самый используемый вами образ – это «корабли». Почему?
– Для меня это нечто, соединяющее несколько стихий. Движение от суши по воде куда-то к небесам, далеко, что-то приходящее и проходящее, заканчивающееся отсутствием надежд, как жизнь человека. Нравится этот образ и слово, которое само по себе мне кажется довольно музыкальным, мелодичным.
– Чем отличается жизнь в Питере и в Новгороде в плане творчества и вдохновения?
– Разница есть. Одновременно являюсь новгородцем до мозга костей и неравнодушным к Санкт-Петербургу внутренним мигрантом. В Питере работать тяжело. Стихи пишутся другие, настроение иное, иногда ловлю себя на мысли, что не чувствую истинного духа этого города. Ощущаю его как какой-то чужак. Ловлю только внешнее проявление, и оно часто весьма депрессивное и давящее. В Новгороде строчки, мелодии льются сами собой, всё легче. В северной столице бывают удачные творения, но они как-то с трудом выдавливаются. С точки зрения музыкальной тусовки – в питерскую я не вхожу, общаюсь только с людьми, специализирующимися на профессиональной звукозаписи.
– Что вы цените в музыке, считаете главным?
– Есть очень качественно сочиненные и исполненные вещи, которые не трогают: поется не о том и не так. Не люблю лубочные мелодии и мысли. Ценю, когда музыка цепляет, затрагивает какую-то часть души, когда хочется упасть, раскинуть руки и лететь, собственно, уже неважно куда.
– Есть музыканты, с которыми хотелось бы выступить на одной сцене?
– Да. С большим удовольствием попробовал бы сотрудничать с виртуозом балалайки Алексеем Архиповским. С радостью выступил бы в акустике с Юрием Шевчуком или Борисом Гребенщиковым.
– Что вы можете пожелать начинающим новгородским музыкантам?
– Наверное, получать удовольствие от процесса творчества и от хорошей, честной работы над музыкой и над собой. Не идти на поводу у коммерческих интересов, всегда ставить интересы и принципы свободного творчества выше. В одной моей песне есть такие слова: «нас ждет, помнит и молит солнце, наш путь – ветер в высоких соснах…».
– А для слушателей?
– Даже желать ничего не буду: слушайте, что хотите. Достойная музыка найдет достойного слушателя и наоборот.
«Больше нет кораблей у реки.
Паруса теплых дней далеки.
Нас ждет, молит холодный ветер.
Наш путь – облако горьких песен».
Сергей Головин
Александр ПОМОРЖАНСКИЙ