И звезда с звездою говорит

17.04.2014

В Новгородском центре современного искусства две противоположные выставки. Впрочем, есть и общее – звёздность состава такая, что рябит в глазах. Снимали гранды российской фотографии и снимали людей, которых, без преувеличения, знают все. На этом сходство заканчивается.

И звезда с звездою говорит 1Екатерина Рождественская родилась в Москве, в семье поэта Роберта Рождественского и литературного критика Аллы Киреевой. Закончила МГИМО, долгое время занималась художественными переводами с английского и французского (наиболее известные – Моэм, Ле Каре, Стейнбек). С 1998 г. работает как фотограф, сотрудничая с журналом «Караван историй». На сегодняшний день реализовано 30 проектов, сделано более 3000 фоторабот и множество выставок. В НЦСИ – 177-я. Демонстрируется 100 фотографий из трёх проектов: «Частная коллекция», «Мужчина и женщина» и «Родня».
И звезда с звездою говорит 3Попадая на выставку, ощущаешь себя посреди шумного костюмированного бала и испытываешь, пожалуй, всю гамму человеческих чувств, кроме равнодушия. Удивление: надо же, как похож Кама Гинкас на автопортрет Тициана, а Гергиев на Лоренцо Великолепного! Восхищённое любопытство: как без всякого фотошопа можно было добиться такого сходства с картиной Дюрера или Рембрандта!  Иногда – оторопь: Нагиев в образе Ивана Грозного? Иногда иронию – Киркоров в картине с  Петром Великим?
Когда актёры исполняют роли исторических персонажей, тоже возникают проблемы: Борисов, Евстигнеев или Мамонов лучше исполнили роль Ивана Грозного. Но одно дело роль, исполнение, а другое – моментальная фотография. Как будто кто-то подошёл и сунул голову в прорезь фанерного щита, на котором изображён джигит на фоне Казбека. Какой возникает смысл? Только один – новый. Такой, какой возник в великом фильме Ларисы Шепитько «Восхождение», когда группа заложников превращается в рембрандтовское Святое Семейство. У Рождественской хор Турецкого превращается в «Бурлаков на Волге». Конечно, разница, и всё же как в монтажном соединении двух кадров появляется третий смысл, так и здесь: Ширвиндт – Эзоп, Селин – Тёркин. А Гурченко и знаменитая «Любительница абсента» Пикассо?
Валерий Плотников назвал свою выставку «Чистосердечная фотография, моментальная и навек…». Всё правда. Валерий Фёдорович родился в 1943 году, коренной петербуржец (он и псевдоним взял Валерий Петербургский, причём в 1970 году, когда это было небезопасно). Имеет художественное образование. Окончил ВГИК. В то время вместе с Сергеем Соловьёвым хотели образовать высокопродуктивную и гениальную пару – режиссёр и оператор.
Но Плотников занялся фотографией, преимущественно портретной. Он тоже снимал известных мира сего: Высоцкого и актёров Таганки, Лилю Брик, Параджанова, Богатырёва, Градского, Влади, Миронова, Окуджаву, Гребенщикова, Макаревича, Спивакова, десятки и десятки имен, составляющих славу русской цивилизации. Своим портретным творчеством Плотников как раз и доказывал, что таковая существует.
Назвать это летописью нельзя. Это цепочка острохарактерных, но никогда не исчерпывающих характеристик. Можно ли исчерпать? Конечно, нет, но приблизиться, сконструировать, сочинить и слепить образ можно. Как? Средствами живописи, скульптуры и фотографии. Работая в студии, Плотников, как правило, тщательно продумывает и выстраивает композицию. Применяет минимум аксессуаров, подбирая их так, чтобы линией, цветом или «вещным» смыслом своим они оттеняли или контрастировали с аурой персонажа. Всегда виртуозно выбирается колорит по всем возможным визуальным и содержательным характеристикам. Если это чёрно-белая фотография, тогда выверенная работа с тенями и плотностью. Получается портрет, та самая работа, о которой говорят – будет просто, если сделаешь разов со сто…

Сергей ПУХАЧЁВ
Фото Анны БОЧАРОВОЙ




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.