И звезда с звездою говорит
В Новгородском центре современного искусства две противоположные выставки. Впрочем, есть и общее – звёздность состава такая, что рябит в глазах. Снимали гранды российской фотографии и снимали людей, которых, без преувеличения, знают все. На этом сходство заканчивается.
Екатерина Рождественская родилась в Москве, в семье поэта Роберта Рождественского и литературного критика Аллы Киреевой. Закончила МГИМО, долгое время занималась художественными переводами с английского и французского (наиболее известные – Моэм, Ле Каре, Стейнбек). С 1998 г. работает как фотограф, сотрудничая с журналом «Караван историй». На сегодняшний день реализовано 30 проектов, сделано более 3000 фоторабот и множество выставок. В НЦСИ – 177-я. Демонстрируется 100 фотографий из трёх проектов: «Частная коллекция», «Мужчина и женщина» и «Родня».
Попадая на выставку, ощущаешь себя посреди шумного костюмированного бала и испытываешь, пожалуй, всю гамму человеческих чувств, кроме равнодушия. Удивление: надо же, как похож Кама Гинкас на автопортрет Тициана, а Гергиев на Лоренцо Великолепного! Восхищённое любопытство: как без всякого фотошопа можно было добиться такого сходства с картиной Дюрера или Рембрандта! Иногда – оторопь: Нагиев в образе Ивана Грозного? Иногда иронию – Киркоров в картине с Петром Великим?
Когда актёры исполняют роли исторических персонажей, тоже возникают проблемы: Борисов, Евстигнеев или Мамонов лучше исполнили роль Ивана Грозного. Но одно дело роль, исполнение, а другое – моментальная фотография. Как будто кто-то подошёл и сунул голову в прорезь фанерного щита, на котором изображён джигит на фоне Казбека. Какой возникает смысл? Только один – новый. Такой, какой возник в великом фильме Ларисы Шепитько «Восхождение», когда группа заложников превращается в рембрандтовское Святое Семейство. У Рождественской хор Турецкого превращается в «Бурлаков на Волге». Конечно, разница, и всё же как в монтажном соединении двух кадров появляется третий смысл, так и здесь: Ширвиндт – Эзоп, Селин – Тёркин. А Гурченко и знаменитая «Любительница абсента» Пикассо?
Валерий Плотников назвал свою выставку «Чистосердечная фотография, моментальная и навек…». Всё правда. Валерий Фёдорович родился в 1943 году, коренной петербуржец (он и псевдоним взял Валерий Петербургский, причём в 1970 году, когда это было небезопасно). Имеет художественное образование. Окончил ВГИК. В то время вместе с Сергеем Соловьёвым хотели образовать высокопродуктивную и гениальную пару – режиссёр и оператор.
Но Плотников занялся фотографией, преимущественно портретной. Он тоже снимал известных мира сего: Высоцкого и актёров Таганки, Лилю Брик, Параджанова, Богатырёва, Градского, Влади, Миронова, Окуджаву, Гребенщикова, Макаревича, Спивакова, десятки и десятки имен, составляющих славу русской цивилизации. Своим портретным творчеством Плотников как раз и доказывал, что таковая существует.
Назвать это летописью нельзя. Это цепочка острохарактерных, но никогда не исчерпывающих характеристик. Можно ли исчерпать? Конечно, нет, но приблизиться, сконструировать, сочинить и слепить образ можно. Как? Средствами живописи, скульптуры и фотографии. Работая в студии, Плотников, как правило, тщательно продумывает и выстраивает композицию. Применяет минимум аксессуаров, подбирая их так, чтобы линией, цветом или «вещным» смыслом своим они оттеняли или контрастировали с аурой персонажа. Всегда виртуозно выбирается колорит по всем возможным визуальным и содержательным характеристикам. Если это чёрно-белая фотография, тогда выверенная работа с тенями и плотностью. Получается портрет, та самая работа, о которой говорят – будет просто, если сделаешь разов со сто…
Сергей ПУХАЧЁВ
Фото Анны БОЧАРОВОЙ