Татьянин театр, или Какой у «Малого» голос
Татьяна Боброва в Великом Новгороде известна как журналист, пресс-секретарь театра для детей и молодежи «Малый» и шеф-координатор Международного фестиваля «Царь-сказка».
Многие знают, что она прекрасный музыкант и певица, написавшая и исполнившая музыку к нескольким спектаклям «Малого», в частности, «Танатос» и «Кот, который гулял сам по себе».
Но совсем немногие слышали о ее новом статусе – весной этого года Татьяна стала вице-президентом Российского центра АССИТЕЖ – Всемирной ассоциации театров для детей и молодёжи, созданной в 1965 году.
Сказать, что это престижно для нашего города, значит, ничего не сказать. АССИТЕЖ – это профессиональное поле для взаимодействия актёров и театральных компаний разных стран, куда входят сотни театров по всему миру. Свои национальные центры есть в России, во Франции, Бельгии, в Великобритании, Японии, Южной Корее и т.д. Ассоциация помогает продвижению как отдельных театров, так и фестивалей в разных странах, под ее «крылом» проходит множество семинаров, мастер-классов, лекций по развитию театров для детей и молодёжи.
– Татьяна, я помню, как была поражена, узнав, что автор блестящей музыки к «Танатосу» – это ты. А потом услышала, как ты поешь свои песни в спектакле «Кот, который гулял сам по себе», и подумала: какой талант пропадает! Как получилось, что ты вдруг запела?
– Я всегда любила петь. Это крест моих родителей. Помню, мне было года четыре, когда поняла, что могу не просто петь какую-то песню, а могу сама ее придумать. Ощущение было настолько потрясающее, что я его запомнила. И желание петь и сочинять музыку осталось на всю жизнь.
Так получилось, что эти способности оказались нужны в театре, и я стала писать музыку для спектаклей. В «Коте» вокальная партия очень важная часть драматического действия. А спектакль «Танатос» вообще был задуман полностью на музыке и вокале. Это крайне необычно. Мне приходилось работать со звукорежиссером, с приглашенными из Питера музыкантами, нашими актерами, и эти ощущения, что ты можешь создать что-то для театра и показать внутри спектакля, – необыкновенны.
Но я никогда не хотела быть певицей настолько серьезной, как Анна Нетребко или композитор Стивен Райх. Для меня это важная часть работы и мой вклад в театр.
– Неужели никогда не хотелось пойти в актрисы?
– Никогда. Мне нравится музыка как жанр творчества, как эмоция, способ выражения чувств.
– Значит, и мучительного выбора между музыкой и журналистикой не было?
– Как-то в первом классе всех спрашивали, кем хочешь быть. Я сказала: певицей. А учительница ответила, что певица – это не профессия. Профессии – это врач, милиционер, инженер. Даже космонавт – профессия, а певица…
Потом в библиотеке, где я была страстным читателем (там даже висела табличка «Бобровой больше 15 книг в руки не давать»), меня тоже спросили, кем хочу быть. Я ответила: писателем. И услышала: нет такой профессии! Говорю: как же нет?! Книги же кто-то написал. Тогда мне объяснили, что есть профессия – журналист, они пишут.
С тех пор, когда возникал вопрос, кем будешь, всегда отвечала — журналистом. Все поражались: ребенок со 2-го класса хочет быть журналистом… И я поняла, это тот ответ, который всех устраивает. И тихонько добавляла: а если будет возможность, буду еще и петь.
– Так все и сложилось…
– Да. Все внутренние таланты, данные нам, должны быть реализованы. Большое спасибо родителям, которые чувствовали, куда надо направить ребенка, и правильно меня развивали.
Конечно, театр дает огромные возможности для реализации творчества. Но я, в первую очередь, все-таки занимаюсь журналистикой и стараюсь делать так, чтобы о театре много знали, чтобы он активно развивался дальше.
– Ты выступаешь как шеф-организатор и координатор фестиваля «Царь-сказка», который стал брендом Великого Новгорода на долгие годы. Как удается столько лет привозить к нам лучших представителей театрального искусства со всего мира? На чем держится ваш энтузиазм?
– Наверное, на той творческой энергии, возникающей, когда хочешь, чтобы твой город был впереди планеты всей, чтобы он развивался и видел все лучшее, что может предложить современная театральная культура. Это в своем роде патриотизм в городе, где всего два профессиональных театра.
Мы приглашаем на фестиваль лучшие европейские театры, а также театры из Японии, Сингапура, Кореи, Китая, чтобы публика могла увидеть, что происходит за пределами Новгорода, в театральном мире. Если мы не будем менять что-то вокруг себя, то и публика не будет расти, не будет понимать, на каком языке ты с ней говоришь. Я горжусь, когда после нашего фестиваля спектакли приглашают путешествовать по миру, а театры-участники хотят приехать на фестиваль еще раз.
– Почему раз в два года?
– Уходит столько сил, что даже не представляю, как люди делают подобные фестивали каждый год. Я с большим уважением отношусь к коллегам – организаторам фестивалей «Арлекин» или «Радуга» и каждый раз поражаюсь их способностям. Но наш «Царь-сказка» – это повод для гордости, и каждый раз приходится выворачиваться наизнанку и находить силы.
– То-то после каждого фестиваля вы говорите, что это был последний…
– Я всегда говорю, что фестиваль – это выход в космос! Самая главная фраза после фестиваля: все прошло штатно! Значит, все было организовано хорошо, все театры успели приехать, все декорации вовремя прошли через таможню, все актеры отлично сыграли и получили максимум заряда для творчества, а публика увидела потрясающие спектакли.
Фестиваль – это подвиг. Окно в мир и путь, по которому должен двигаться театр, желающий быть увиденным и услышанным.
– «Царь-сказка» будет в следующем году?
– Да. Мы уже готовимся, ведем переговоры. Каждый день на мою почту приходит до 150 писем. Театры присылают свои работы, хотят участвовать. Мы отбираем новые и наиболее оригинальные постановки. Ведь публика растет вместе с нами.
– Что нравится Татьяне Бобровой как зрителю?
– Могу быть очарована любой постановкой – авангардным театром из Берлина, спектаклями Петра Фоменко, Льва Додина или Красноярского театра им. Пушкина. Главное, чтобы театр затронул что-то в душе и вызвал сопричастность. Я видела блестящий испанский спектакль, где на глазах у зрителей создавался глиняный человечек. Рождение человека из глины, его жизнь и фактически уход в землю – все это на протяжении 30 минут. Потрясены были все. Ставила молодая компания, это был их первый спектакль. Мы сидели рядом с директорами театров из Испании и Кореи и понимали, что плачем одинаковыми слезами. Нас трогают одинаковые чувства. Театр дотрагивается до самой глубины в человеке, помогая почувствовать себя живым. Поэтому мне нравится театр. Он позволяет жить.
Татьяна БОБРОВА окончила факультет журналистики Санкт-Петербургского государственного университета. Шеф-координатор Международного театрального фестиваля «Царь-сказка», член Союза театральных деятелей РФ.
Автор статей для российских театральных журналов, также для «American Theatre», «Театральный вестник» (Рига, Латвия), редактор сайта www.kingfestival.ru
Светлана КАЛАШНИКОВА