Татьянин театр, или Какой у «Малого» голос

15.05.2014

Татьяна Боброва в Великом Новгороде известна как журналист, пресс-секретарь театра для детей и молодежи «Малый» и шеф-координатор Международного фестиваля «Царь-сказка».

Многие знают, что она прекрасный музыкант и певица, написавшая и исполнившая музыку к нескольким спектаклям «Малого», в частности, «Танатос» и «Кот, который гулял сам по себе».
Но совсем немногие слышали о ее новом статусе – весной этого года Татьяна стала вице-президентом Российского центра АССИТЕЖ – Всемирной ассоциации театров для детей и молодёжи, созданной в 1965 году.
Сказать, что это престижно для нашего города, значит, ничего не сказать. АССИТЕЖ – это профессиональное поле для взаимодействия актёров и театральных компаний разных стран, куда входят сотни театров по всему миру. Свои национальные центры есть в России, во Франции, Бельгии, в Великобритании, Японии, Южной Корее и т.д. Ассоциация помогает продвижению как отдельных театров, так и фестивалей в разных странах, под ее «крылом» проходит множество семинаров, мастер-классов, лекций по развитию театров для детей и молодёжи.
– Татьяна, я помню, как была поражена, узнав, что автор блестящей музыки к «Танатосу» – это ты. А потом услышала, как ты поешь свои песни в спектакле «Кот, который гулял сам по себе», и подумала: какой талант пропадает! Как получилось, что ты вдруг запела?
– Я всегда любила петь. Это крест моих родителей. Помню, мне было года четыре, когда поняла, что могу не просто петь какую-то песню, а могу сама ее придумать. Ощущение было настолько потрясающее, что я его запомнила. И желание петь и сочинять музыку осталось на всю жизнь.
Так получилось, что эти  способности оказались нужны в театре, и я стала писать музыку для спектаклей. В «Коте» вокальная партия  очень важная часть драматического действия. А спектакль «Танатос» вообще был задуман полностью на музыке и вокале. Это  крайне необычно. Мне приходилось работать со звукорежиссером, с приглашенными из Питера музыкантами, нашими актерами, и эти ощущения, что ты можешь создать что-то для театра и показать внутри спектакля, – необыкновенны.
Но я никогда не хотела быть певицей настолько серьезной, как Анна Нетребко или композитор Стивен Райх. Для меня это важная часть  работы и мой вклад в театр.
– Неужели никогда не хотелось пойти в актрисы?
– Никогда. Мне нравится музыка как жанр творчества, как эмоция, способ выражения чувств.
– Значит, и мучительного выбора между музыкой и журналистикой не было?
– Как-то в первом классе всех спрашивали, кем хочешь быть. Я  сказала: певицей. А учительница ответила, что певица – это не профессия. Профессии – это врач, милиционер, инженер. Даже космонавт – профессия, а певица…
Потом в библиотеке, где я была страстным читателем (там даже висела табличка «Бобровой больше 15 книг в руки не давать»), меня  тоже спросили, кем хочу быть. Я ответила: писателем. И услышала: нет такой профессии! Говорю: как же нет?! Книги же кто-то написал. Тогда мне объяснили, что есть профессия – журналист, они пишут.
С тех пор, когда возникал вопрос, кем будешь, всегда отвечала — журналистом. Все поражались: ребенок со 2-го класса хочет быть журналистом… И я поняла, это тот ответ, который всех устраивает. И тихонько добавляла: а если будет возможность, буду еще и петь.
– Так все и сложилось…
– Да. Все внутренние таланты, данные нам, должны быть реализованы. Большое спасибо родителям, которые чувствовали, куда надо направить ребенка, и правильно меня развивали.
Конечно, театр дает огромные возможности для реализации творчества. Но я, в первую очередь, все-таки занимаюсь журналистикой и стараюсь делать так, чтобы о театре много знали, чтобы он  активно развивался дальше. 
– Ты выступаешь как шеф-организатор и координатор фестиваля «Царь-сказка», который стал брендом Великого Новгорода на долгие годы. Как удается столько лет привозить к нам лучших представителей театрального искусства со всего мира? На чем держится ваш энтузиазм?
– Наверное, на той творческой энергии, возникающей, когда хочешь, чтобы твой город был впереди планеты всей, чтобы он развивался и видел все лучшее, что может предложить современная театральная культура. Это в своем роде патриотизм в городе, где всего два профессиональных театра.
Мы приглашаем на фестиваль лучшие европейские театры, а также театры из Японии, Сингапура, Кореи, Китая, чтобы публика могла увидеть, что происходит за пределами Новгорода, в театральном мире. Если мы не будем менять что-то вокруг себя, то и публика не будет расти, не будет понимать, на каком языке ты с ней говоришь. Я горжусь, когда после нашего фестиваля спектакли приглашают путешествовать по миру, а театры-участники хотят приехать на фестиваль еще раз.
– Почему раз в два года?
– Уходит столько сил, что даже не представляю, как люди делают подобные фестивали каждый год. Я с большим уважением отношусь к коллегам – организаторам фестивалей «Арлекин» или «Радуга» и каждый раз поражаюсь  их способностям. Но наш «Царь-сказка» – это повод для гордости, и каждый раз приходится выворачиваться наизнанку и находить силы.
– То-то после каждого фестиваля вы говорите, что это был последний…
– Я всегда говорю, что фестиваль – это выход в космос! Самая главная фраза после фестиваля: все прошло штатно! Значит, все было организовано хорошо, все театры успели приехать, все декорации вовремя прошли через таможню, все актеры отлично сыграли и получили максимум заряда для творчества, а публика увидела потрясающие спектакли.
Фестиваль – это подвиг. Окно в мир и путь, по которому должен  двигаться театр, желающий быть увиденным и услышанным.
– «Царь-сказка» будет в следующем году?
– Да. Мы уже готовимся, ведем переговоры. Каждый день на мою почту приходит до 150 писем. Театры присылают свои работы, хотят участвовать. Мы отбираем новые и наиболее оригинальные постановки. Ведь публика растет вместе с нами.
– Что нравится Татьяне Бобровой как зрителю?
– Могу быть очарована любой постановкой – авангардным театром из Берлина, спектаклями Петра Фоменко, Льва Додина или  Красноярского театра им. Пушкина. Главное, чтобы театр затронул что-то в душе и вызвал сопричастность. Я видела блестящий испанский спектакль, где на глазах у зрителей создавался глиняный человечек. Рождение человека из глины, его жизнь и фактически уход в землю – все это на протяжении 30 минут. Потрясены были все. Ставила молодая компания, это был их первый спектакль. Мы сидели рядом с директорами театров из Испании и Кореи и понимали, что плачем одинаковыми слезами. Нас трогают одинаковые чувства. Театр дотрагивается до самой глубины в человеке, помогая почувствовать себя живым. Поэтому мне нравится театр. Он позволяет жить.

Татьянин театр, или Какой у «Малого» голос 1Татьяна БОБРОВА окончила факультет журналистики Санкт-Петербургского государственного университета. Шеф-координатор Международного театрального фестиваля «Царь-сказка», член Союза театральных деятелей РФ.
Автор статей для российских театральных журналов, также для «American Theatre», «Театральный вестник» (Рига, Латвия), редактор сайта www.kingfestival.ru

Светлана КАЛАШНИКОВА




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.