Не продаётся вдохновенье? Но что-то надо продавать

15.05.2014

Все чаще сталкиваюсь с жалобами людей искусства о пропасти, разделяющей художника и зрителя. Дескать, начнешь отстаивать творческие задачи и высокое искусство — потереяешь массового зрителя. Начнешь ориентироваться на вкусы большинства, потеряешь индивидуальность.

Увы, но как только художник перестает отстаивать свою творческую независимость, он сразу вливается в коммерческую струю, подчиняясь общественному вкусу, вкусу рынка и политическим установкам. Его творчество становится заказным, а искусство неактуальным. Одно можно сказать точно – меняется стиль жизни, меняется и степень востребованности искусства.
Хотим мы или нет, всегда существовало деление на тех, кто «на слуху», и тех, кто в андеграунде. У последних было мало возможностей продать свои шедевры. Хотя именно в мастерских и квартирах неустроенных, зачастую малоизвестных художников зарождалась новая жизнь, там шел творческий процесс. Тусовка художников была своеобразным аналогом центра современного искусства, где проводят выставки, перфомансы и невероятные эксперименты.
Раньше считалось — художник должен быть голодным. Сытый художник – это поддавшийся коммерческому успеху приспособленец, идущий на поводу у зрителя. Однако сейчас все не так-то и просто.
С появлением художественных галерей и центров современного искусства (государственных или частных)  у андеграундных художников появилась возможность выставить свои шедевры. Ведь это прямая задача организаторов выставок – привлечь внимание зрителей к актуальному, интересному, новаторскому и социально значимому искусству.
Однако, с другой стороны,  кураторы озабочены тем, чтобы не «прогореть», получить зрительский интерес и хотя бы окупить организацию выставок. Совместить эти две задачи удается не всегда. Великому Новгороду еще повезло — у нас нет коммерческих галерей, живущих за счет процента от продаж работ художников. У нас пока все «замыкается» на зрительский поток, на попытку сделать выставки продаваемыми.
Вот здесь начинаются трудности. Причин может быть много, и главная из них — вопрос организации. Музеи должны не только хранить уже признанные шедевры, но также покупать произведения и устраивать выставки новых художников. Важный шаг в этом направлении – новая экспозиция. Музей и по сей день сохраняет свою функцию – выставки должны прививать хороший вкус и создавать условия для общения зрителя с произведением. Не обойтись здесь и без помощи кураторов, которые выстраивают композицию всей выставки, концептуализируют ее. Правильная подача очень важна на выставках. Но, по мнению некоторых специалистов, наши музеи современное искусство не жалуют, разногласия возникают и внутри самих музеев. А художники не всегда доверяют кураторам и делают выставку самостоятельно на свой лад.
Распадается единство, зритель часто остается в недоумении, не удается воссоздать тот художественный мир «абсолютных ценностей», который включает в себя все направления, да еще и желательно в работах современных авторов.
Вкусы зрителей довольно легко предугадать, но их можно воспитывать и направлять. Учить понимать. И лавировать между тем, что можно продавать, и тем, что продать пока нельзя. Тот же авангард, к примеру. В Великом Новгороде зрители тяготеют все же к традиционным ценностям, если не сказать, к консервативным. Что же, пусть увидят и это. Сейчас немало преуспевающих художников, работающих в стиле старых мастеров. Это искусство, оно хорошо смотрится на выставках, потому что имеет хорошее качество, добротность и обладает узнаваемостью.
Рынок всегда будет преследовать свои интересы и выгоду, но он может превратить искусство актуальное и интересное в востребованный товар. Пусть только на сегодняшний день. Что же касается  художественных достоинств таких произведений — ответ даст время. И это вечный спор.

Александр МАКАРОВ




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.