Не продаётся вдохновенье? Но что-то надо продавать
Все чаще сталкиваюсь с жалобами людей искусства о пропасти, разделяющей художника и зрителя. Дескать, начнешь отстаивать творческие задачи и высокое искусство — потереяешь массового зрителя. Начнешь ориентироваться на вкусы большинства, потеряешь индивидуальность.
Увы, но как только художник перестает отстаивать свою творческую независимость, он сразу вливается в коммерческую струю, подчиняясь общественному вкусу, вкусу рынка и политическим установкам. Его творчество становится заказным, а искусство неактуальным. Одно можно сказать точно – меняется стиль жизни, меняется и степень востребованности искусства.
Хотим мы или нет, всегда существовало деление на тех, кто «на слуху», и тех, кто в андеграунде. У последних было мало возможностей продать свои шедевры. Хотя именно в мастерских и квартирах неустроенных, зачастую малоизвестных художников зарождалась новая жизнь, там шел творческий процесс. Тусовка художников была своеобразным аналогом центра современного искусства, где проводят выставки, перфомансы и невероятные эксперименты.
Раньше считалось — художник должен быть голодным. Сытый художник – это поддавшийся коммерческому успеху приспособленец, идущий на поводу у зрителя. Однако сейчас все не так-то и просто.
С появлением художественных галерей и центров современного искусства (государственных или частных) у андеграундных художников появилась возможность выставить свои шедевры. Ведь это прямая задача организаторов выставок – привлечь внимание зрителей к актуальному, интересному, новаторскому и социально значимому искусству.
Однако, с другой стороны, кураторы озабочены тем, чтобы не «прогореть», получить зрительский интерес и хотя бы окупить организацию выставок. Совместить эти две задачи удается не всегда. Великому Новгороду еще повезло — у нас нет коммерческих галерей, живущих за счет процента от продаж работ художников. У нас пока все «замыкается» на зрительский поток, на попытку сделать выставки продаваемыми.
Вот здесь начинаются трудности. Причин может быть много, и главная из них — вопрос организации. Музеи должны не только хранить уже признанные шедевры, но также покупать произведения и устраивать выставки новых художников. Важный шаг в этом направлении – новая экспозиция. Музей и по сей день сохраняет свою функцию – выставки должны прививать хороший вкус и создавать условия для общения зрителя с произведением. Не обойтись здесь и без помощи кураторов, которые выстраивают композицию всей выставки, концептуализируют ее. Правильная подача очень важна на выставках. Но, по мнению некоторых специалистов, наши музеи современное искусство не жалуют, разногласия возникают и внутри самих музеев. А художники не всегда доверяют кураторам и делают выставку самостоятельно на свой лад.
Распадается единство, зритель часто остается в недоумении, не удается воссоздать тот художественный мир «абсолютных ценностей», который включает в себя все направления, да еще и желательно в работах современных авторов.
Вкусы зрителей довольно легко предугадать, но их можно воспитывать и направлять. Учить понимать. И лавировать между тем, что можно продавать, и тем, что продать пока нельзя. Тот же авангард, к примеру. В Великом Новгороде зрители тяготеют все же к традиционным ценностям, если не сказать, к консервативным. Что же, пусть увидят и это. Сейчас немало преуспевающих художников, работающих в стиле старых мастеров. Это искусство, оно хорошо смотрится на выставках, потому что имеет хорошее качество, добротность и обладает узнаваемостью.
Рынок всегда будет преследовать свои интересы и выгоду, но он может превратить искусство актуальное и интересное в востребованный товар. Пусть только на сегодняшний день. Что же касается художественных достоинств таких произведений — ответ даст время. И это вечный спор.
Александр МАКАРОВ