Аберрация близости

16.10.2014

Бывает, начинашь читать «раскрученных» авторов шорт-листа очередной престижной литературной премии. И думаешь, что лучше бы не начинал…

Аберрация близости 1Частенько у меня возникает такое настроение. Проще найти интересных тебе авторов в родном городе и коллективный сборник издать. Этим летом очередной вышел, третий выпуск альманаха «Литораль», на сей раз – только проза, девять авторов.
Когда держишь в руках свежий томик, то первая реакция – радость: какая замечательная книга получилась! Потом открываешь, выхватываешь наугад какие-то строки и – паника: что я натворил! Заклюют же зловредные критики. А, думаешь, наплевать: кто-то же и похвалит. И тут реакция окончательная и стойкая – неутолимая рефлексия.
Кому они нужны, эти книжки, кто их читает?  Нет, по стихам все-таки скользят ехидным беглым взглядом, и буде зацепится он за тему, которую низзя! Или, не приведи, Господи, за матерок, то да: читатель рад и ненадолго счастлив; рукава засучены, берцы наготове. Есть повод потоптаться всласть и смешать поэта-негодяя с пылью дорожной.
А проза? Клиповое видение прочно забило извилины читательских мозгов, и глупо надеяться, что кто-то внимательно прочтет более-менее объемную вещь — «многа букаф, ни асилю». Прозаик к своему читателю относится с пиететом: вечно он у него «уважаемый, дорогой», а то и «любезный». Наивные! –нынешний читатель читает по диагонали, и ваши языки, философствования, самопознание и прочие лирические отступления скользят мимо его сознания, словно тефлоном облицованы. Хорошо, если в подсознательном сохранятся.
Михаил Веллер полвека назад перестал ценить мнение и отзывы публики. Он прав, пожалуй. Читатель сегодняшних прозаиков – верхогляд и придира. А судить как? Литература – не вольная борьба, гамбургский счет здесь невозможен. Слушайте, я тоже могу к любому придраться: у именитого Акунина аж в двух книгах упоминается мечта Чингисхана об империи, по которой девственница с узелком золотых монет могла бы безопасно пройти от края до края. Красиво. Но я про эту девственницу читал у Льва Гумилева еще тридцать лет назад. Правда, была она персиянка и гуляла по Великой империи за две тысячи лет до Чингиза. Эх, во многом чтении – много печали. И что теперь – обидеться на автора и больше его романов не читать? Так он вроде единственный из попсы, книжки которого я в руки брать не брезгую…
Вернемся в Новгород. Обычный аргумент не читающих местных авторов: да что там  может написать   доморощенный местечковый бумагомарака? Все фигня, и вечны только классики. И тут же зачисляют в классики далекого Прилепина, изваявшего очередную идеологизированную дребедень. А в наших болотах достойных литераторов им не сыскать.
Аберрация близости: как это может обыкновенный земеля, которого я в магазине или на улицах встречаю, написать что-либо, если не великое, то хотя бы заметное? «Блин-блинский!» – как говорит Кузя из ситкома «Универ»! В следующий раз издам очередной сборник где-нибудь в Рейкьявике и всех авторов запсевдонимлю!
Дорогие мои, уважаемые и любезные! Читайте местных авторов. Вы удивитесь: среди них есть писатели сильные, интересные и даже талантливые. И один гений – Иван Иванович Егоров. Подборка его прозы в последнем альманахе «Литораль», и один из крокодилов на обложке – это он. Цепляет.

Третий выпуск альманаха «Литораль» представляет прозу новгородских литераторов. Маститые и начинающие авторы заинтересуют читателя стилевым разнообразием сочинений.
В сборник вошли рассказы и эссе Олега Саулова, Илоны Обуховой, Екатерины Шемякинской, Елены Вагановой, Наташи Мясниковой, Натальи Музафаровой, Натальи Галузы, Александры Шик, Ивана Егорова.

Николай СУМАРОКОВ




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.