«Скворешниц вольных гражданин…»

16.10.2014

Эта строка Вячеслава Иванова послужила девизом нового интеллектуального клуба, начавшего свою работу в Новгородском центре современного искусства (КЦ «Диалог»). Да и само название клуба – «Скворешня» – оттуда.

«Скворешниц вольных гражданин...» 1Я понимаю, что стих поэтом написан был в 1926 году, в Риме, когда Россия была уже за спиной. Есть там и «всюду гость и чуженин» и «беспочвен и запределен», но мы, конечно, не об этом. В строке все три слова ключевые. Скворешня – место, где можно как-то жить и уж во всяком случае чирикать. Воля – русское слово, хоть и с латинскими корнями. Помните, как герой фильма «Ошибка резидента» пританцовывал: «Свобода как осознанная необходимость? Воли хочу, воли!». Свобода – это ведь когда для чего-то, а воля всегда от чего-то. Слышится в этом слове и тоска, и вековечная надежда, и свист казацкой нагайки, и учёное «волюнтаризм», и бескорыстное «волонтёр». Хорошее слово и опасное, поскольку эта сила «не тождественная разуму и отличная от него» (из словаря). А уж если попасть в её стихию.., ну мы помним, чем в пределе оканчиваются Шопенгауэр с Ницше. Здесь нужен гражданин, первое качество которого взыскание, в нашем случае, знания.
Вот это и останавливало. Актуален ли сейчас лозунг «Знание-сила» (у Бэкона, кстати, «Знание само по себе – сила») или сейчас сила это нечто иное? Возможны ли сейчас различные Вольные экономические общества, которые в своё время были средоточием разнообразной информации и независимой мысли?
«Скворешниц вольных гражданин...» 3Но, с другой стороны, у МГУ, например, сейчас нет отбоя от вольнослушателей (забытое, было, но вновь всплывшее словечко). В тех же сетях можно найти объявления о публичных лекциях. И какие имена, темы! Билеты от 300 до 1500, и нет отбою. Появились даже ночные лекции. Ну, а если есть потребность – значит должна быть и возможность, причём независимо от места проживания.
Мы решили попробовать. Ваш покорный слуга подготовил цикл под названием: «Стиль Сталин. Архипелаг культур». Если честно, то мне нужно было понять, почему мой отец, неглупый человек, говорил мне когда-то, что «Заключённые» — сильный фильм, а я посмотрел его сейчас и не увидел ничего кроме неумелой агитки. Почему он говорил, что появившиеся в начале 1990-х кооперативы нельзя подпускать к хлебу? Почему?? Ну да, он голодал в войну, мальчишкой стоял у станка, но что за ценности обрёл он тогда? Как, из чего они сложились, существуют ли до сих пор, грабли это или плуг наш особый? В какие зеркала нам всем вместе смотреться? Если наши с ним споры (бесконечные и безрезультатные) результат отлаженной и мощной пропагандистской машины, то может ли она существовать и сейчас, как устроена, можно ли сохранить независимость суждений? Нужно ли?
Не знаю, сумел ли я ответить на эти вопросы, предлагая аудитории внимательное знакомство с центральными памятниками советского искусства 1920-50-х гг., но, как мне показалось, собравшиеся не были разочарованы. Это были люди разных возрастов, с разным жизненным опытом, подготовкой. Но, как бы там ни было, они узнали что-то новое, привычные вещи увидели под другим углом зрения, что-то поняли, о чём-то будут думать, и если это не был самый неинтересный час в их жизни, то мы продолжим. В ноябре следующий цикл: «Русский авангард. Схватка с солнцем».
Между тем, крупные ученые, живущие в нашем городе, заинтересовались деятельностью клуба. Доктор философии Евгения Калинина провела заседание на тему «Философия своевременности. Действовать или ждать?» 18 октября она же будет рассуждать об интеллектуальной интуиции и о пределах её контроля. Профессора университета тоже приняли живейшее участие. Доктор филологии Татьяна Каминская задалась вопросом: журналист – монстр или жертва? – и готова рассказать о том, что творится с современными СМИ. Доктор философии Андрей Некита готов донести до аудитории основные положения  новой книги, которую он пишет в соавторстве с Сергеем Маленко об ужасном в кинематографе. Надеемся, со временем университет станет базовой организацией в деятельности «Скворешни», тем более что в ноябре мы начнём снимать видеоверсии публичных лекций, а это невозможно без университетской науки и без творческого объединения «Университет».
Мы пытаемся установить лекторскую работу, на какие-никакие финансовые рельсы. Разговоры о том, что интеллектуальный багаж и труд должны высоко оплачиваться, зачастую остаются разговорами, как говорят в народе, в пользу бедных. Но если это получится, то можно будет пытаться привезти к нам в гости тех, на кого собирается пол-Москвы или пол-Петербурга. Пускай попробуют собрать хотя бы пол-Новгорода.

Могут ли вернуться времена, когда на публичные (возродится ли  жанр?) лекции собирались, как сейчас на популярные шоу? Диспуты начала прошлого века, с Маяковским или Кульбиным, где аудитория меньше ста человек считалась пустынной? Или чтения стихов в Политехническом? Если такие потребности есть, то насколько их покрывает Интернет?

Сергей ПУХАЧЁВ
(из «Скворешни»)




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.