Анка, пунзел и янтарный замок

20.11.2014

В Государственном музее художественной культуры Новгородской земли прошла юбилейная персональная выставка «Мир камня и металла» члена Союза художников России Валентины Цветковой.

Анка, пунзел и янтарный замок 1Анка, пунзел и янтарный замок 3Эта выставка – настоящая погибель для женщины! С первого же стенда, на котором представлены авторские украшения, поняла, что пропала. Потому что перед глазами, действительно, был целый мир –  тонкий, изящный, многогранный и очень красивый.
Валентина Цветкова – человек скромный, большую часть времени проводит у себя в мастерской в Десятинке, откуда и «происходят» все ее удивительные вещи. Правда, в мастерской хранятся только фотографии украшений, так как оригиналы – в музее, в частных коллекциях, а чаще всего на пальцах, шее или в ушах.
У самой Валентины Ефимовны из собственных изделий – две пары сережек и перстень. Серебро и агаты. Это ее любимые материалы. Хотя она может работать с любыми камнями и металлом, применяет технику скани, пластику, растительные мотивы, декоративные элементы. Ювелиром хотела стать с юности. И своего добилась.
Анка, пунзел и янтарный замок 5Валентина Цветкова родилась в Костромской области, окончила Красносельское училище художественной обработки металлов. Потом, проработав год на Костромской ювелирной фабрике, переехала в Новгород. С тех пор прошло 43 года…
В Новгороде у нее было всего два места работы – завод «Комета» и завод металлоизделий. Работала вместе с другими дизайнерами-художниками – Николаем Корабейниковым и Сергеем Здобновым.  Муж Владимир Николаевич – тоже ювелир.
– Валентина Ефимовна, помните свое первое украшение?
– Нет. Помню дипломную работу в училище – три браслета с эмалями. Один из них был сделан в древнерусском стиле. Его потом взяли на ВДНХ. А еще в 1980-м получила задание сделать сувенир к Олимпийским играм в Москве. Сделала брелок и получила третью премию от Олимпийского комитета. Правда, думаю, там много было третьих премий…
Анка, пунзел и янтарный замок 7– Наверное, смешной вопрос: как придумываются украшения?
– По-разному. Иногда сразу представляю, как будет выглядеть вещь. Чаще – все идет от камня. Ведь камни – очень разные. Малахит, бирюза, пейзажный агат, например. Столько оттенков, рисунков! Смотрю на камень и жду – какой образ появится. На один агат, помню, три года смотрела, пока не поняла, как нужно сделать.
Увидела кусок янтаря. Очень красивый. Повертела так и эдак… Да это же средневековый замок. Сделала лестницу, подъемный мост, башенки. Получился «Янтарный замок». Помню, браслет делала с малахитом. «Сказки Бажова» назвала. Все это сейчас у друзей, знакомых, заказчиков…
– Не жалко расставаться?
– Нет. Приятно, когда нравятся вещи, когда их носят. Вот брошка-листочек, например. Я их сделала уже несколько штук по заказам. Серебро с янтарем. А первый листок был из мельхиора. Этот металл при обработке дает очень интересные оттенки – от рыжего до коричневого. Я показала брошку знакомому художнику. Вышли на улицу из мастерской. А дело было осенью. Он говорит, надо же, как настоящий. Захотели проверить и бросили в листву. Потом очень долго искали…
– У вас с мужем одна профессия. А вы дарили друг другу украшения, сделанные собственными руками?
– Как-то не думали об этом… Невестке, сватье делала украшения, а вот мужу нет. (И тут же меняет тему). Хотите посмотреть аппарат, на котором я плавлю?
Мы хотим. Признаться, аппарат впечатляет, как и инструменты, в названиях которых слышны металлические нотки – анка, пунзел, молоточки… Прямо перед глазами разворачивается картинка: моток проволоки расплавляется и превращается в некую форму. Пока еще не понятную.
В мастерской вместе с Валентиной Ефимовной работает ее сын – Александр. Он – гравер и помогает матери, делает металлические заготовки, вытягивает тончайшую проволоку. Все выглядит настолько буднично, что даже не верится – отсюда пошла красота.
Для художника творчество – это ежедневный труд. А главное, наверное, любовь к профессии, ощущение, что ты без этого не можешь.

Светлана КАЛАШНИКОВА
Фото Анны БОЧАРОВОЙ




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.