Анка, пунзел и янтарный замок
В Государственном музее художественной культуры Новгородской земли прошла юбилейная персональная выставка «Мир камня и металла» члена Союза художников России Валентины Цветковой.
Эта выставка – настоящая погибель для женщины! С первого же стенда, на котором представлены авторские украшения, поняла, что пропала. Потому что перед глазами, действительно, был целый мир – тонкий, изящный, многогранный и очень красивый.
Валентина Цветкова – человек скромный, большую часть времени проводит у себя в мастерской в Десятинке, откуда и «происходят» все ее удивительные вещи. Правда, в мастерской хранятся только фотографии украшений, так как оригиналы – в музее, в частных коллекциях, а чаще всего на пальцах, шее или в ушах.
У самой Валентины Ефимовны из собственных изделий – две пары сережек и перстень. Серебро и агаты. Это ее любимые материалы. Хотя она может работать с любыми камнями и металлом, применяет технику скани, пластику, растительные мотивы, декоративные элементы. Ювелиром хотела стать с юности. И своего добилась.
Валентина Цветкова родилась в Костромской области, окончила Красносельское училище художественной обработки металлов. Потом, проработав год на Костромской ювелирной фабрике, переехала в Новгород. С тех пор прошло 43 года…
В Новгороде у нее было всего два места работы – завод «Комета» и завод металлоизделий. Работала вместе с другими дизайнерами-художниками – Николаем Корабейниковым и Сергеем Здобновым. Муж Владимир Николаевич – тоже ювелир.
– Валентина Ефимовна, помните свое первое украшение?
– Нет. Помню дипломную работу в училище – три браслета с эмалями. Один из них был сделан в древнерусском стиле. Его потом взяли на ВДНХ. А еще в 1980-м получила задание сделать сувенир к Олимпийским играм в Москве. Сделала брелок и получила третью премию от Олимпийского комитета. Правда, думаю, там много было третьих премий…
– Наверное, смешной вопрос: как придумываются украшения?
– По-разному. Иногда сразу представляю, как будет выглядеть вещь. Чаще – все идет от камня. Ведь камни – очень разные. Малахит, бирюза, пейзажный агат, например. Столько оттенков, рисунков! Смотрю на камень и жду – какой образ появится. На один агат, помню, три года смотрела, пока не поняла, как нужно сделать.
Увидела кусок янтаря. Очень красивый. Повертела так и эдак… Да это же средневековый замок. Сделала лестницу, подъемный мост, башенки. Получился «Янтарный замок». Помню, браслет делала с малахитом. «Сказки Бажова» назвала. Все это сейчас у друзей, знакомых, заказчиков…
– Не жалко расставаться?
– Нет. Приятно, когда нравятся вещи, когда их носят. Вот брошка-листочек, например. Я их сделала уже несколько штук по заказам. Серебро с янтарем. А первый листок был из мельхиора. Этот металл при обработке дает очень интересные оттенки – от рыжего до коричневого. Я показала брошку знакомому художнику. Вышли на улицу из мастерской. А дело было осенью. Он говорит, надо же, как настоящий. Захотели проверить и бросили в листву. Потом очень долго искали…
– У вас с мужем одна профессия. А вы дарили друг другу украшения, сделанные собственными руками?
– Как-то не думали об этом… Невестке, сватье делала украшения, а вот мужу нет. (И тут же меняет тему). Хотите посмотреть аппарат, на котором я плавлю?
Мы хотим. Признаться, аппарат впечатляет, как и инструменты, в названиях которых слышны металлические нотки – анка, пунзел, молоточки… Прямо перед глазами разворачивается картинка: моток проволоки расплавляется и превращается в некую форму. Пока еще не понятную.
В мастерской вместе с Валентиной Ефимовной работает ее сын – Александр. Он – гравер и помогает матери, делает металлические заготовки, вытягивает тончайшую проволоку. Все выглядит настолько буднично, что даже не верится – отсюда пошла красота.
Для художника творчество – это ежедневный труд. А главное, наверное, любовь к профессии, ощущение, что ты без этого не можешь.
Светлана КАЛАШНИКОВА
Фото Анны БОЧАРОВОЙ