Скрипка Устюжанина может рычать и выть…

26.03.2015

Его высказывания передаются из уст в уста. Даже те, кто его не знает, слышали от музыкальной общественности выражения: «Я всю жизнь провёл в Кремле», «Скрипка – не сугубо классический инструмент», «Играй мозгами» и т.п.

Скрипка Устюжанина может рычать и выть... 1Цитаты принадлежат замечательному человеку, музыканту, солисту областной филармонии, участнику группы «АПМ» Вячеславу Устюжанину.
– Вячеслав, расскажите о себе!
– Родился в Новгороде 29 августа 1967 года. А дальше… На самом деле жизнь провёл в кремле! Учился в музыкальной школе и училище, которые располагались в Новгородском кремле. А теперь работаю в областной филармонии. Опять же в кремле.
Официально у меня средне-специальное музыкальное образование, но я всем говорю, что – «кухонное консерваторское»! Почему? Восемь лет ходил  заниматься к замечательному человеку, профессору кишинёвской консерватории Эрику Ивановичу Маянову. Он-то мне и продемонстрировал, что на скрипке нужно играть головой, а не как-то иначе. Не руками и не душой, а мозгами! Иначе, сказал, – души на всех не хватит. Главное, знать технологию: где и как нажать, отпустить, чтобы получалась музыка. Сам же можешь в этот момент переживать любые порывы. Что ещё рассказать?
– Почему скрипка?
– Телевизор показывал плохо! Когда я был маленьким, классической музыки по телику хватало: концертов – всяческих. Однако качество изображения оставляло желать лучшего. Я смотрел, как люди играют на скрипках, но струн и волоса смычка видно не было. Думал, что музыка извлекается путём трения дерева о дерево.
Шло время, мне стало очень интересно, как устроен этот инструмент. Я подошёл к матери и попросил купить мне скрипку. Мне было шесть лет, когда этот инструмент впервые оказался в руках. Я обнаружил струны и натянутый волос на смычке. И в этот самый момент мать спросила: «Будешь заниматься музыкой?»  Естественно, ответил «да». Ведь было интересно, как это они там в телевизоре играют. Да и, вообще, новая игрушка! Вот так всё и началось.
– Существует инструмент, о котором мечтаете?
– Хочу купить скрипку новгородского мастера Злотникова: шикарные инструменты. Пока финансы не позволяют, удовольствие дорогое.
– Вернёмся к истории. Как стали музыкантом?
– Меня очень вдохновлял Леонид Коган – великолепный скрипач, народный артист СССР. В музыкальной школе я учился хорошо, в училище занимался по 8-10 часов и окончил его весьма успешно. После училища пошёл в армию: участвовал в военном ансамбле песни и пляски. Вернувшись, попробовал себя в качестве учителя музыкальной школы, но скоро понял, что это не моё, что мне нужно выступать.
– Когда жизнь свела с «АПМ»?
– С некоторыми участниками группы познакомились ещё в школе. В коллектив попал в 1991 году. Тогда начал «гнуть» своё восприятие rock & roll’а, определив для себя цель показать, что скрипка — не сугубо классический инструмент: она ведь может и рычать, и выть. Спустя годы, смотрю на результат своей работы – думаю, что в этом отношении у меня всё получилось.
– Были ли случаи в творческой жизни, которые особенно запомнились?
– Как-то отыграли концерт в городке под названием Дно. Я ушёл за сцену. Подходит девчоночка лет шести. Смотрит на меня огромными голубыми глазами и говорит: «Дяденька, я тоже буду играть на скрипке, как вы». Это очень тронуло.
Затем подходит пьяница и говорит: «Парень, я думал, скрипка – женский инструмент, но посмотрел на тебя и понял, что женщинам там делать нечего». Я задумался. Ведь, действительно, если правильно играть, скрипка – это адский труд. Иной раз сыграешь «Шторм» Вивальди: казалось бы – чуть больше двух минут, а последнюю ноту отпустил и дышишь, как на финише забега с препятствиями. После этих случаев теперь каждый день себе что-то доказываешь, стараешься, чтобы всё было, как нужно, чтобы звучало, цепляло.
– Что для Вас «АПМ»?
– Если кратко: «АПМ» – это целая интересная жизнь. Когда всё начиналось, мы вместе проводили дней шесть в неделю. «АПМ» – как семья. Больше 25 лет минуло, как Артель Позитивной Музыки на сцене и в жизни – плечом к плечу. Как говорил мой старшина в армии – все мы «цепи одной звены»!
– Есть что-то, что Вы хотели бы донести до читателей рубрики?
– Пожалуй, да. Когда мы приезжаем на гастроли, например, в Германию, там нет русских радиостанций, а на волнах местных каналов полно качественной, дельной музыки. Потом возвращаемся в Россию – обалденный до невыносимости контраст! Друзья, старайтесь слушать больше хорошей, настоящей музыки!
Ну, и ещё хочу добавить. Мне удаётся играть классику, рок, цыганскую музыку, эстраду, джаз – публике интересно, нравится. Люблю играть. И люди это чувствуют. Так вот, исходя из своего опыта, могу сказать, что главное в профессии, в моей или в какой-либо другой, – быть нужным. Кроме того, заметил, что дурной человек вряд ли способен создавать что-то доброе. Поэтому любому творцу постоянно приходится работать над собой во всех отношениях. Это не так просто, но необходимо. Мы стараемся делать всё возможное в творчестве и в жизни, чтобы быть нужными, чтобы получалась хорошая музыка, чтобы люди её слушали, думали, чувствовали, чтобы она их трогала.

Александр ПОМОРЖАНСКИЙ




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.