Скрипка Устюжанина может рычать и выть…
Его высказывания передаются из уст в уста. Даже те, кто его не знает, слышали от музыкальной общественности выражения: «Я всю жизнь провёл в Кремле», «Скрипка – не сугубо классический инструмент», «Играй мозгами» и т.п.
Цитаты принадлежат замечательному человеку, музыканту, солисту областной филармонии, участнику группы «АПМ» Вячеславу Устюжанину.
– Вячеслав, расскажите о себе!
– Родился в Новгороде 29 августа 1967 года. А дальше… На самом деле жизнь провёл в кремле! Учился в музыкальной школе и училище, которые располагались в Новгородском кремле. А теперь работаю в областной филармонии. Опять же в кремле.
Официально у меня средне-специальное музыкальное образование, но я всем говорю, что – «кухонное консерваторское»! Почему? Восемь лет ходил заниматься к замечательному человеку, профессору кишинёвской консерватории Эрику Ивановичу Маянову. Он-то мне и продемонстрировал, что на скрипке нужно играть головой, а не как-то иначе. Не руками и не душой, а мозгами! Иначе, сказал, – души на всех не хватит. Главное, знать технологию: где и как нажать, отпустить, чтобы получалась музыка. Сам же можешь в этот момент переживать любые порывы. Что ещё рассказать?
– Почему скрипка?
– Телевизор показывал плохо! Когда я был маленьким, классической музыки по телику хватало: концертов – всяческих. Однако качество изображения оставляло желать лучшего. Я смотрел, как люди играют на скрипках, но струн и волоса смычка видно не было. Думал, что музыка извлекается путём трения дерева о дерево.
Шло время, мне стало очень интересно, как устроен этот инструмент. Я подошёл к матери и попросил купить мне скрипку. Мне было шесть лет, когда этот инструмент впервые оказался в руках. Я обнаружил струны и натянутый волос на смычке. И в этот самый момент мать спросила: «Будешь заниматься музыкой?» Естественно, ответил «да». Ведь было интересно, как это они там в телевизоре играют. Да и, вообще, новая игрушка! Вот так всё и началось.
– Существует инструмент, о котором мечтаете?
– Хочу купить скрипку новгородского мастера Злотникова: шикарные инструменты. Пока финансы не позволяют, удовольствие дорогое.
– Вернёмся к истории. Как стали музыкантом?
– Меня очень вдохновлял Леонид Коган – великолепный скрипач, народный артист СССР. В музыкальной школе я учился хорошо, в училище занимался по 8-10 часов и окончил его весьма успешно. После училища пошёл в армию: участвовал в военном ансамбле песни и пляски. Вернувшись, попробовал себя в качестве учителя музыкальной школы, но скоро понял, что это не моё, что мне нужно выступать.
– Когда жизнь свела с «АПМ»?
– С некоторыми участниками группы познакомились ещё в школе. В коллектив попал в 1991 году. Тогда начал «гнуть» своё восприятие rock & roll’а, определив для себя цель показать, что скрипка — не сугубо классический инструмент: она ведь может и рычать, и выть. Спустя годы, смотрю на результат своей работы – думаю, что в этом отношении у меня всё получилось.
– Были ли случаи в творческой жизни, которые особенно запомнились?
– Как-то отыграли концерт в городке под названием Дно. Я ушёл за сцену. Подходит девчоночка лет шести. Смотрит на меня огромными голубыми глазами и говорит: «Дяденька, я тоже буду играть на скрипке, как вы». Это очень тронуло.
Затем подходит пьяница и говорит: «Парень, я думал, скрипка – женский инструмент, но посмотрел на тебя и понял, что женщинам там делать нечего». Я задумался. Ведь, действительно, если правильно играть, скрипка – это адский труд. Иной раз сыграешь «Шторм» Вивальди: казалось бы – чуть больше двух минут, а последнюю ноту отпустил и дышишь, как на финише забега с препятствиями. После этих случаев теперь каждый день себе что-то доказываешь, стараешься, чтобы всё было, как нужно, чтобы звучало, цепляло.
– Что для Вас «АПМ»?
– Если кратко: «АПМ» – это целая интересная жизнь. Когда всё начиналось, мы вместе проводили дней шесть в неделю. «АПМ» – как семья. Больше 25 лет минуло, как Артель Позитивной Музыки на сцене и в жизни – плечом к плечу. Как говорил мой старшина в армии – все мы «цепи одной звены»!
– Есть что-то, что Вы хотели бы донести до читателей рубрики?
– Пожалуй, да. Когда мы приезжаем на гастроли, например, в Германию, там нет русских радиостанций, а на волнах местных каналов полно качественной, дельной музыки. Потом возвращаемся в Россию – обалденный до невыносимости контраст! Друзья, старайтесь слушать больше хорошей, настоящей музыки!
Ну, и ещё хочу добавить. Мне удаётся играть классику, рок, цыганскую музыку, эстраду, джаз – публике интересно, нравится. Люблю играть. И люди это чувствуют. Так вот, исходя из своего опыта, могу сказать, что главное в профессии, в моей или в какой-либо другой, – быть нужным. Кроме того, заметил, что дурной человек вряд ли способен создавать что-то доброе. Поэтому любому творцу постоянно приходится работать над собой во всех отношениях. Это не так просто, но необходимо. Мы стараемся делать всё возможное в творчестве и в жизни, чтобы быть нужными, чтобы получалась хорошая музыка, чтобы люди её слушали, думали, чувствовали, чтобы она их трогала.
Александр ПОМОРЖАНСКИЙ