Поэтические баловники
«Поэты шутят» – это о наших. Совершенно неожиданное сочетание трех новгородских литераторов – Алексея Апреля, Елены Кулешовой и Арины Сениной, как смешение компонентов в сложном салате, дало совершенно удивительный вкус. Три поэта, шутливо назвавшие свой временный союз «Три пера», устроили для новгородцев в первый день весны «вечер литературного баловства». Говорили, конечно же, о любви, страданиях, изменах и всем таком прочем, что сопутствует этому непростому чувству.
Пандорика, огурцы и граненые стаканы
Склонность к эпатажу троица продемонстрировала еще на этапе подготовки: сделала постер с изображениями всех трех поэтов, удачно спародировав логотип Года литературы. Ну, а уж на самом вечере оторвалась вовсю: старая лампа с абажуром, на столе – граненые стаканы с водой, имитирующей водку, соленые огурчики на газетке… Потом-то все объяснилось, когда Арина Сенина внезапно стала Анной Ахматовой, Елена Кулешова примерила на себя образ Николая Гумилева, а Алексей Апрель – Владимира Маяковского. Но это было единственное отвлечение от темы, в основном поэты читали собственные произведения. По бумажке, потому что волновались, как призналась Арина.
На заднем плане играли музыканты со странным подбором инструментов: от дарбуки до скрипки и ксилофона. Александр Рак порадовал слушателей заунывным пением инструмента, составленного из водопроводной трубы и бутылки из-под кефира. Неофициально этот сборный коллектив в закулисье называется «Ядрёны щи». Понятно, впрочем, почему… Получилось вполне себе органично: музыка и стихи. Фурор вызвало появление акапелльной группы-квартета «Пандорика», которая пела песни, казалось бы, совершенно неподходящие – от рождественских гимнов до «Зеленых рукавов», но, на удивление, композиция сложилась идеальная. Эксперимент по смешению несмешиваемого удался на все сто.
О чем ты, поэт?
Коротко о главном: зритель, он же – слушатель, плакал. Плакал от несбывшихся своих личных романтических надежд, которые жестоко и просто вытащил на поверхность Алексей Апрель; от боли маленькой девочки, поселившейся в стихах Арины Сениной и не знающей, что сделать, чтобы ее полюбили; от пронзительно-острого мироощущения Елены Кулешовой, показывающей мир с такого ракурса, о котором никто из присутствующих, похоже, и не задумывался до сего момента. Монолог поэта «Штормовое предупреждение» как раз и говорит, что любовь и весна – они для тех, кто не разучился чувствовать, мечтать, страдать: «А весна прыгает по лужам, стучится тонкими девичьими пальчиками в окна, зовет… Но мы, спрятавшись за замшелыми оконными рамами, говорим: «Нет дома!» И тоскуем, и ждем любви, больше всего на свете боясь, чтобы она нас не нашла. Весна, милая! Прости! Приходи через год, тогда, быть может, мы откроем перед тобой нараспашку все окна – мы сами в это верим, как в святую правду».
«Девочка-курочка» Арины Сениной страдает по-иному, не от невозможности впустить любовь и весну в свое сердце, а от того, что она сама, вся весенняя и влюбленная, никому не нужна: «Стану девочкой, у них не болит душа, еще нечему, не наросло ведь на тонкий остов того мясца, из которого возьмет да получится что-то вечное. Девочкам помадок бы да муфточек из песца». И как жесткий диссонанс – зрелые стихи известного поэта, автора песен группы АПМ, Алексея Апреля: «Я играю в богемного мальчика, пью, бумагу мараю белую… Поманите, мадам, пальчиком – что хотите для Вас сделаю».
И ведь манили пальчиком поэты, как та самая мадам, подманивали слушателей не модными редкостными эпитетами, эпатажным обликом и исковерканными в приступе оригинальности оборотами речи – манили ясностью чувств, глубиной и новизной переживаний. И выманили-таки зрительские эмоции из глухих закоулков души – на свет, да такой яркий, что до слез.
Последний выход примадонны
Искреннее желание поэтов собрать на один раз творческий хулиганский коллектив у зрителей понимания не вызвало: уж больно зацепила эта то ли театрализованная постановка, то ли перформанс, то ли кухонные интеллигентские посиделки. «Хотим еще!» – говорили посетители и дарили принесенные загодя розы, записывали адреса страничек в социальных сетях и просили совместных фото. И поэты – сдались: 16 апреля в клубе «Железный папа» на тему любви и весны трио планирует выступить опять. Правда, уже с другим музыкальным бэком и с другой концепцией любви в поэзии: меньше лирики, больше стали. В любом случае, вечер баловства от литературы становится вполне себе профессиональным, многослойным, многоплановым творческим шоу. К тому же стихи – стихами, а и поговорить за столом под абажуром поэты вполне себе не прочь: поднимая философские темы, углубляясь в аллюзии или, напротив, по самые локти залезая в низменный быт и интимные отношения. Это не препарирование любви современных романов; не восторженные охи-ахи «ванильных поэтесс». Это – живое, трепещущее сердце, которое поэты вынимают из груди и показывают публике: смотрите, мол, вот оно, все как на ладони, в прямом смысле слова.
На вопрос, почему все-таки трио решило вернуться на сцену, Елена Кулешова ответила так: «Всем было мало. За полтора часа можно было многое сказать, но мы не все успели. Зрители это почувствовали – и потребовали продолжения. И мы их не разочаруем: рабочее название второго выступления – «Творческие происки», так что мы и в этот раз похулиганим, да еще и круче, чем в первый, и классиков на помощь призовем, и танцоров. Поэзию нужно не только слушать, читать, осмысливать – ее нужно чувствовать, но одно дело слова, а другое – музыка, пластика танца, песня… Для кого-то этот язык будет понятнее, ведь, в сущности, говорим-то мы об одном и том же. О весне и любви. По-моему, самое время».
Диана ДЕЕВА
Фото автора