Театр как способ говорить с миром

26.03.2015

В Новгородский театр «Малый» идут на спектакль не ради сюжетной постановки, где разложат по полочкам «суть» и даже подскажут, в каком месте смеяться или плакать. «Малый» – это философия, психология и даже мистика, он требует от зрителя интеллектуальной и душевной работы. Драматургия, режиссура, актерская игра – это как буквы. Никто не знает, как из букв на странице получаются чувства. Но, тем не менее, это и есть суть творчества.

Театр как способ говорить с миром 1И так уже 25 лет. Славную дату театр отпразднует завтра, что тоже символично – в Международный день театра. Завтра сцена, зрительный зал и фойе превратятся в одну «Ночь в театре» – так актеры решили отпраздновать юбилей. А сегодня художественный руководитель Надежда Алексеева  говорит о том, к чему пришел театр за четверть века.
– Наш театр не просто состоялся, он выбрал направление, которому следует в творчестве, и это самое ценное. Мы рождались в 1990-е вместе с новой страной, ее мечтой о свободе, искали свое место в этом мире… В Новгороде всегда был только один профессиональный театр, драматический. Нам же, пошедшим другим путем, приходилось все постигать самим. Мне до сих пор грустно, что наш театр воспринимают только как театр для детей. А я все время утверждаю: наш театр – это взрослый театр, расширенный в сторону детства.
Мне часто говорят, что мы экспериментальный театр. Я так не думаю. Театр во многом авторский. Команда, с которой мы работаем 25 лет, все время «обрастала»  молодежью, студентами наших театральных выпусков в НовГУ. Это команда, которая создавала театр и его принципы. Мы не экспериментируем. Мы так живем. Пробуем передать свои ощущения  этого мира. И как человек растет в своем развитии, по-новому ощущая давно привычные вещи и явления, так и театр растет вместе с нами. Профессиональный рост – это апробация определенного опыта. Не в смысле лучше-хуже ставить спектакли, а в смысле, сколько за свою жизнь успеваешь приобрести опыта, трансформировать его, переварить и подать. Путь не простой, но он помогает осмысливать процессы, происходящие вокруг нас.
Театр – это искусство, которое отображает жизнь. Уже поэтому он не может быть «заповедником» – заложником одной раз и навсегда найденной формы. Скорее, его жизнеспособность связана с тем, что он все время в поиске темы для разговора со зрителем и нового театрального «языка». Как писатель все время ищет свой язык, шлифует его, добавляет лингвистические находки, так и наш театр все время в поиске.
Меняются поколения, меняется «бэкграунд». И если театр слышащий, молодой и свободный – он откликается на болевые или радостные «точки», которые преподносит жизнь. Ведь когда в зале происходит настоящее единение? Когда между актером и зрителем находится родственный усилитель. А он может быть только тогда, когда нас волнует одна тема…
Я всегда актеров спрашиваю: с чем вы выходите к зрителю? Что у вас есть такого, чтобы «зацепило»? Любое искусство – это акт продленного действия. Театр – это повод к размышлению, это диалог. Пусть спектакль не нравится, пусть зрители спорят и ругаются в интернете, театр должен вызывать эмоцию – отрицательную или положительную не важно. Важно, чтобы она заставила задуматься.
Зачем  мы занимаемся театром? Это наш способ говорить с миром. Через 25 лет мы  констатируем, что живы, развиваемся и готовы идти дальше. Весь этот сезон мы импульсивно пробовали новые формы: «ходилки по театру», ночные показы, онлайн-трансляции,  дискуссионный театр. Это новые формы, и они оказались востребованы. Дискуссионный театр по спектаклям «Ифигения-жертва» и «Спам» показал, насколько важно зрителям общаться, задавать вопросы. Мы вместе должны эмоционально расти, будить в себе потребность думать.
Мы хотим, чтобы у нас был думающий зритель, с которым стоит  говорить. Не всегда получается находить друг друга. В этом большая  трудность маленького города. Нет у нас системы, которая приучала бы с детства к восприятию искусства, в частности, театра. Все понимают, чтобы  слушать Шнитке, нужна подготовка, чтобы понять Миро или Пикассо, нужна подготовка. А театр считают искусством сюжета и подготовка здесь не нужна. Поэтому все время и ищем соответствующую форму, которая поможет достучаться до зрителей. В том числе и идти на эксперимент. Но любое искусство – это эксперимент. Потому что, как только ты понял, как это надо делать, ты начал мастерить сувенир.
А сувенир – это не искусство, а ремесло. Маскульт. И пока нет желания  делать сувениры, ты всегда будешь жить на грани эксперимента. Или на пути в неведомое.

Особый проект театра – Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка»/Kingfestival, за 23 года ставший явлением и для российской, и для зарубежной фестивальной жизни. Из сказочного форума спектаклей для детей фестиваль вырос до современного театрального события.

За 25 лет спектакли «Малого» завоевали множество призов на различных фестивалях как в России, так и за рубежом, в том числе престижнейших, таких как «Золотая маска». Вообще, театр активно путешествует по театральным фестивалям, показывая свое искусство и открывая для зарубежных зрителей Великий Новгород.

Светлана КАЛАШНИКОВА




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.