От Вертера до гитары

30.04.2015

В проекте «Театры городов-побратимов» приняли участие Городской театр Билефельда (Германия) и театральная компания «Le Rugissement de la libellule»/Рев стрекозы из Нантера (Франция).

От Вертера до гитары 1Великий Новгород впервые получил возможность увидеть в одной программе театры городов, с которыми его связывают не только деловые, но и культурные связи. Надо отметить, оба театра представили на суд публики талантливые спектакли, которые отметили и новгородские зрители, и зарубежные коллеги. Разнообразие сюжетов и тем, режиссерского подхода и актерских работ – все это можно было оценить на фестивале.
Субтитры на русском языке, аншлаг в зале, концентрированное внимание на визите немецкого театра в театр «Малый». Среди публики – студенты НовГУ, жаждущие немецкого языка, журналисты, театралы, фестивальные гости разных стран. Первым спектаклем, который увидели зрители в рамках проекта, стал «Шея жирафа» Городского театра Билефельда. Поставленный по одноименному роману Юдит Шалански, спектакль сфокусирован на судьбе учительницы биологии Инге Ломарк (актриса Кармен Прижо), которая весь мир вокруг себя видит сквозь призму предмета, преподаваемого в школе. Она сильна и независима, считает себя профессионалом, других же коллег обвиняет в мягкосердечности. Но это только одно из лиц героини, ее своеобразная маска. Эта женщина внутри слаба и ранима, способна на любовь и сострадание, но всеми силами подавляет чувства, разрушая свою личность…
На лаборатории Кармен Прижо сказала: «Личность, выросшая при диктатуре, начинает невольно копировать модель поведения и, даже не осознавая этого,  сама становится диктатором по отношению к собственным детям».
Вторым спектаклем Городского театра Билефельда, представленным в фестивальной программе, стала постановка  «Страдания юного Вертера» по роману Гете. Необычные сценические решения истории из немецкой классики (чего стоит бесконечный осенний листопад), песни и звуковые эффекты – классическая история как будто выходила из мира сюртуков и париков и становилась актуальной историей любви молодых людей. Любовный треугольник юного Вертера (Якоб Вальзер), влюбленного в Лотту (Фелиция Шпильбергер), и противостояние ее жениха Альберта (Арне Ленк) идет к трагическому финалу, когда Вертер отказывается жить без своей возлюбленной и убивает себя. «Когда мы работали над спектаклем, — рассказывает Фелиция Шпильбергер, — то много говорили о том, что эти трое не просто герои классики, а молодые люди, которым легко вместе, весело, но за веселостью всегда следуют трудные жизненные решения, и Вертеру в этом треугольнике тесно, радость уходит, молодость тает и это невыносимо».
Совершенно иным по духу и настроению стал французский спектакль из Нантера «Одна гитара в Америках» (компания «Рев стрекозы»). Музыкальное путешествие с гитарой по Южной Америке вслед за Магелланом заставило зрителя отвлечься от всех забот и окунуться в мир Латинской Америки того времени, почувствовать через  светлый музыкальный камертон легенды и песни, истории о людях, живших в необычную и чужую эпоху. Лорен Эрман, режиссер и исполнитель, проделала очень интересную и творческую работу, создавая коллекцию не столько музыкальных тем, сколько настроений, превращая концерт в театрализованное действие. Песни на португальском, истории на русском языке, которым Лорен владеет, множество струнных музыкальных инструментов – от мексиканского гитаррона до акустических гитар, кларнет и свирели – зритель шел вслед за музыкой через континенты и страны.
Все постановки проекта «Театры городов-побратимов» получили высокие отзывы участников международной творческой лаборатории «Молодая критика – театральное будущее». Критики отметили оригинальность театров и нестандартный подход к спектаклям. Новгородский зритель получил уникальную возможность увидеть, что связывают Новгород с другими странами не  только договора о сотрудничестве, а человеческий фактор и культурная составляющая, которая прекрасно отражена в современном театре.

Наталья ТАТАРИНОВА
Анна БОЧАРОВа (фото)




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.