О фаворитах и Новгороде

30.04.2015

Эдит Тишейзере, театральный критик и редактор крупнейшего театрального издания Латвии «Театральный вестник», не первый раз гостит на фестивале, участвует в международной лаборатории «Молодая критика – театральное будущее» и держит руку на пульсе «Царь-Сказки». Мы поговорили с ней о фестивальных фаворитах, Новгороде и критическом анализе.

О фаворитах и Новгороде 1– Чем отличается нынешний фестиваль от предыдущих? Вырос ли его уровень?
– Я бы сказала, что он изменился. От моего первого фестиваля в 2005 году, когда это был фестиваль для детей, до 2011 года, когда  фестиваль говорил о сказке и о мифе, включая спектакли для взрослых. Теперь он стал более углублённым (хотя в этом году опять направлен больше на детскую аудиторию).
– Это плюс фестивалю или откатывает его назад?
– Нет, не откатывает, фестиваль видоизменяется. Например, в этом году есть спектакли для самых маленьких («бэби-театр»). Это очень специфический театр. Во-вторых, разработка международной лаборатории «Молодая критика – театральное будущее» продолжается. Молодые критики получают огромный опыт, которой они оценят в будущем.
– На лаборатории заметна большая разница в критических школах. Как, по-вашему, отличается ли школа Европы от русской критической школы?
– Знаете, мы не можем говорить в таком размахе – как Европа и Россия. Здесь присутствуют представители прибалтийской школы, и они очень похожи на русскую, потому что преподаватели из прибалтийских университетов все равно учились в Москве или Петербурге. Разница не столько в школах, сколько, может быть, в менталитете и опыте. Кто более опытный, тот и выделяется (на лаборатории – студенты и аспиранты из России, Литвы, Латвии и Эстонии). Обмен опытом между студентами-критиками и уже практикующими критиками полезен обеим сторонам.  Единственное главное – опыт контекстовый. В этом может быть различие этих школ. Странам Прибалтики легче посмотреть спектакли в Европе, а в Москве и Петербурге легче посмотреть спектакли из России. В этом и отличие школ.
– Вы посмотрели тринадцать спектаклей. Какие особенно запомнились?
–    Очень «ровный» фестиваль по качественному уровню постановок, но для себя я выделяю три спектакля. Это «Вдребезги» (Новгородского театра «Малый») – мне было невероятно интересно смотреть на то, как режиссёр Надежда Алексеева превращает литературные искания начала XX века в современную театральную постановку. Там так много отсылок к российскому театру начала двадцатого столетия, к театру до войны! Мне очень нравилось смотреть на это и рассуждать после, искать все эти ниточки, отсылающие в прошлое.
Второй спектакль – это  «Золоченые лбы» (Театр кукол Республики Карелия, Петрозаводск). И хотя там есть несоответствие стиля куклы и её использования, спектакль берёт актёрским обаянием.  Они могли играть с кубиком-рубика, да с чем угодно, но они были настолько вовлечены в эту игру, что мне было все равно, что у них в руках. Это драматичность истинного художника. А третий – «Брум» (театр Dramatico Vegetale/Ravenna Teatro). Ты смотришь его и понимаешь, насколько безгранична фантазия ребёнка. И чем больше мы дадим детям простора фантазировать, тем лучше. Вот мои три главных спектакля!
– В одном из интервью вы сказали, что можете возвращаться в Новгород снова и снова. Чем он вас так притягивает?
– Я бы на несколько дней пропала в музее и на выставке, раскупила бы половину художественного салона, что на Ярославовом дворище. А эти прекрасные церкви, вокруг которых я могла бы ходить бесконечно! Они настолько насыщены, настолько впитали историю. Мне очень нравится исторический центр, прогулка по которому для меня – медитация.

Виктор МИХАЙЛОВ




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.