История без слов и сказка без сюжета
В этом году международный театральный фестиваль «Царь-Сказка»/Kingfestival активно осваивал новый пласт публики. Подсказка: характерной чертой нынешней фестивальной программы стало отсутствие нескольких первых рядов скамеек и кресел – их заменили уютные мягкие подушки, практически разрушившие границу между зрительным залом и сценой.
Царь-сказка, номер тринадцать
Вот и отгремел, отпел, отговорил, отплакал и отсмеялся XIII Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка» в Великом Новгороде.
Фестивальный темп «Царь-Сказки»/Kingfestival всегда стремителен, а график событий немного напоминает строгое расписание какого-нибудь политического саммита. Делегаты из разных стран – от Китая до Франции, театры из разных точек планеты, столичные театральные критики и молодые театроведы европейской и русской театральных школ, вся эта кипучая энергетическая масса участников творит фантастическую работу.
В этом году общим количеством семнадцать спектаклей (тринадцать оригинальных названий и семь стран) получилось собрать в единую программу, в которой встретились и спектакли для малышей, и спектакли для взрослых.
Именно в такой атмосфере комфортно чувствует себя самая важная и самая сложная целевая аудитория театра – малыши от 1 года до 5 лет. И если до апреля-2015 нам казалось, что едва научившаяся говорить кроха ещё слишком мала для звания «зритель», то теперь мы точно знаем: детям очень интересно в театре, а театру очень интересно работать с детьми.
Направление беби-театра в России в последнее десятилетие набирает обороты. Тем ценнее увидеть современные тенденции для самых юных зрителей во всём многообразии их форм и посмотреть на опыт Европы, где взрослые учатся играть с детьми и для детей спектакли уже более тридцати лет. Новгородским мальчишкам и девчонкам в этом плане досталось, пожалуй, самое лучшее – беби-театр Италии, чей многолетний опыт работы с детьми уникален и не может не удивлять. Сразу две постановки – «Домик» театра La Baracca-Testoni Ragazzi из Болоньи и «Брум» театра Dramatico Vegetale из Равенны продемонстрировали, каким должен быть детский театр. В нём совсем необязательны все те традиционные элементы, которые кажутся такими необходимыми взрослому зрителю. Итальянцы отказались от строгости и линейности сюжета, оставив место для плавно перетекающих фантазий-полуимпровизаций, свойственных детскому восприятию мира. Не было здесь и сложных, впечатляющих размахом декораций – скорее, актёры театра Ла Баракка возвели целый мир из обычных пластиковых строительных труб, таза с водой и мыльной пены – ребёнку ведь так свойственно видеть большое в малом. Диалоги между героями ведутся в основном с помощью звуков, потому что звуки малышам, едва освоившим первые слова, куда понятнее даже самых простых предложений.
Другая, по-настоящему завораживающая постановка «Брум», из бумаги, воды и теней и практически без слов показавшая едва ли не эволюцию живых организмов, покорила не только детей, но и взрослых: специальный приз фестиваля от молодых критиков «Другой взгляд» достался именно ей. Подрастающее поколение театральных специалистов более получаса обсуждало, на первый взгляд, простую работу театра из Равенны. Этот факт – лишь маленький намёк на то, как трудно достичь кажущейся простоты. Оба спектакля стали возможны благодаря поддержке Итальянского Института культуры в Санкт-Петербурге.
Впрочем, если вам думается, что подобные эксперименты возможны только «где-то там», вы ошибаетесь. Театр «Малый» как принимающая сторона в качестве ответного слова включил спектакль для публики 3+ «Где живёт ветер?», показав, что и в России потенциал для развития беби-театра, несомненно, есть. Самые простые и будничные предметы – полиэтилен, плёнки, бытовые пакеты – в руках актёров стали волшебным ключиком в страну воздуха, детства и радости. Тот случай, когда крики и смех посередине спектакля не должны заглушаться родительским подзатыльником и жестом «палец к губам» – считайте, что дети так аплодируют.
Обязательный элемент беби-театра – интерактивность, что значит не только смотреть, но и участвовать в действии. Чаще всего это выражается во взаимодействии с предметом постановки. В конце спектакля итальянские, равно как и российские актёры предлагали малышам выйти на сцену и поиграть с волшебными предметами, стать соавторами спектакля. Ведь дети так любопытны, им всегда хочется потрогать всё новое. Так зачем же ограничивать их? Пожалуй, это самый чудесный и самый ценный момент таких постановок. Дети готовы до самозабвения переворачивать австрийских жестяных актёров-консервов из забавной сорокаминутной фантазии «Шёпот из банки» (Ненцинг, Австрия), и, может быть, им даже захочется продолжить сказку дома.
И, наверное, самое главное: такой театр уж точно необходимо время от времени видеть…взрослым. Чтобы почувствовать связь со своим ребёнком. Чтобы вспомнить, что все мы родом из детства, и не злиться на юного художника за раскрашенные обои. Чтобы вспомнить о том, как можно просто смотреть на этот мир.
Татьяна ДАМРИНА
Анна БОЧАРОВА (фото)