История без слов и сказка без сюжета

30.04.2015

В этом году международный театральный фестиваль «Царь-Сказка»/Kingfestival активно осваивал новый пласт публики. Подсказка: характерной чертой нынешней фестивальной программы стало отсутствие нескольких первых рядов скамеек и кресел – их заменили уютные мягкие подушки, практически разрушившие границу между зрительным залом и сценой.

История без слов и сказка без сюжета 1Царь-сказка, номер тринадцать

Вот и отгремел, отпел, отговорил, отплакал и отсмеялся XIII Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка» в Великом Новгороде.
Фестивальный темп «Царь-Сказки»/Kingfestival всегда стремителен, а график событий немного напоминает строгое расписание какого-нибудь политического саммита. Делегаты из разных стран – от Китая до Франции, театры из разных точек планеты, столичные театральные критики и молодые театроведы европейской и русской театральных школ, вся эта кипучая энергетическая масса участников творит фантастическую работу.
В этом году общим количеством семнадцать спектаклей (тринадцать оригинальных названий и семь стран) получилось собрать в единую программу, в которой встретились и спектакли для малышей, и спектакли для взрослых.

История без слов и сказка без сюжета 3Именно в такой атмосфере комфортно чувствует себя самая важная и самая сложная целевая аудитория театра – малыши от 1 года до 5 лет. И если до апреля-2015 нам казалось, что едва научившаяся говорить кроха ещё слишком мала для звания «зритель», то теперь мы точно знаем: детям очень интересно в  театре, а театру очень интересно работать с детьми.
Направление беби-театра в России в последнее десятилетие набирает обороты. Тем ценнее  увидеть современные тенденции для самых юных зрителей во всём многообразии их форм и посмотреть на опыт Европы, где взрослые учатся играть с детьми и для детей спектакли уже более тридцати лет. Новгородским мальчишкам и девчонкам в этом плане досталось, пожалуй, самое лучшее – беби-театр Италии, чей многолетний опыт работы с детьми уникален и не может не удивлять. Сразу две постановки – «Домик» театра La Baracca-Testoni Ragazzi из Болоньи и «Брум» театра Dramatico Vegetale из Равенны  продемонстрировали, каким должен быть детский театр. В нём совсем необязательны все те традиционные элементы, которые кажутся такими необходимыми взрослому зрителю. Итальянцы отказались от строгости и линейности сюжета, оставив место для плавно перетекающих фантазий-полуимпровизаций, свойственных детскому восприятию мира. Не было здесь и сложных, впечатляющих размахом декораций – скорее, актёры театра Ла Баракка возвели целый мир из обычных пластиковых строительных труб, таза с водой и мыльной пены – ребёнку ведь так свойственно видеть большое в малом. Диалоги между героями ведутся в основном с помощью звуков, потому что звуки малышам, едва освоившим первые слова, куда понятнее даже самых простых предложений.
История без слов и сказка без сюжета 5Другая, по-настоящему завораживающая постановка «Брум», из бумаги, воды и теней и практически без слов показавшая едва ли не эволюцию живых организмов, покорила не только детей, но и взрослых: специальный приз фестиваля от молодых критиков «Другой взгляд» достался именно ей. Подрастающее поколение театральных специалистов более получаса обсуждало, на первый взгляд, простую работу театра из Равенны. Этот факт – лишь маленький намёк на то, как трудно достичь кажущейся простоты. Оба спектакля стали возможны благодаря поддержке Итальянского Института культуры в Санкт-Петербурге. 
Впрочем, если вам думается, что подобные эксперименты возможны только «где-то там», вы ошибаетесь. Театр «Малый» как принимающая сторона в качестве ответного слова включил спектакль для публики 3+ «Где живёт ветер?», показав, что и в России потенциал для развития беби-театра, несомненно, есть. Самые простые и будничные предметы – полиэтилен, плёнки, бытовые пакеты – в руках актёров стали волшебным ключиком в страну воздуха, детства и радости. Тот случай, когда крики и смех посередине спектакля не должны заглушаться родительским подзатыльником и жестом «палец к губам» – считайте, что дети так аплодируют.
Обязательный элемент беби-театра – интерактивность, что значит не только смотреть, но и участвовать в действии. Чаще всего это выражается во взаимодействии с предметом постановки. В конце спектакля итальянские, равно как и российские актёры предлагали малышам выйти на сцену и поиграть с волшебными предметами, стать соавторами спектакля. Ведь дети так любопытны, им всегда хочется потрогать всё новое. Так зачем же ограничивать их? Пожалуй, это самый чудесный и самый ценный момент таких постановок. Дети готовы до самозабвения переворачивать австрийских жестяных актёров-консервов из забавной сорокаминутной фантазии «Шёпот из банки» (Ненцинг, Австрия), и, может быть, им даже захочется продолжить сказку дома. 
И, наверное, самое главное: такой театр уж точно необходимо время от времени видеть…взрослым. Чтобы почувствовать связь со своим ребёнком. Чтобы вспомнить, что все мы родом из детства, и не злиться на юного художника за раскрашенные обои. Чтобы вспомнить о том, как можно просто смотреть на этот мир.

 

Татьяна ДАМРИНА
Анна БОЧАРОВА (фото)




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.