Металл по-славянски…

14.02.2013

Казалось бы, что такого особенного в русской народной сказке «Морозко»? Знакомая с детства история про хорошую девочку и про плохую, про сурового, но справедливого Деда Мороза, воздающего по заслугам…
А вот ребята новгородской группы «Острог» внимательно  перечитали первоисточник… Потом решительно «стряхнули пепел тысячелетних наслоений» и придумали новый жанр – паган-металл-оперу.

Металл по-славянски... 1– Если внимательно присмотреться, можно заметить, что история, описанная в сказке, изумительным образом сходна с обрядом принесения девственниц в жертву Старцу Севера, известному по кельтским преданиям, – говорит один из основателей группы Валерий Сюборов. – Именно эта параллель и легла в основу нашего сказания. Тем более что и вопрос о человеческих жертвоприношениях у славян-язычников является одним из самых животрепещущих и дискуссионных как в среде родноверов, так и в науке.
– Вам нравится кельтская тематика?
– Кельтская тематика? Нет, мы изначально ориентировались на славянское наследие. Правда, вначале играли несколько европейских песен. Да еще частью музыкантов был создан  сайд-проект, хоть  некоторое время он и значился как акустический «Острог», они играли в основном бретонский фолк в качестве аккомпанирующего состава для клуба исторического танца Saltarella… В общем-то и вся кельтская тематика в нашем творчестве.
– Как началась история группы «Острог»?
– Наш соло-гитарист и автор почти всей музыки Максим Герлейн – мой троюродный брат, вместе мы  играли практически с детства. Долго мечтали собрать группу и рубить МитоЛЛЛ. Но как-то дальше акустических записей на магнитофон у нас не шло.
Но тут в жизнь пришел всемогущий интернет, и все завертелось. Через Ивана Великого (личности в новгородской музыке не то что эпической, а легендарной) мы познакомились с нашим будущим барабанщиком Алексеем Алексеевым. А в родноверческой общине нашелся поэт и на первых порах вокалист Владислав Гаврилин.
Уже тогда родилась идея создать не просто набор песен, а непременно что-то такое большое, концептуальное. Например, рассказать сказку.
– «Морозко»?
– Да. Мной была разработана структура будущего повествования, Максим предоставил музыку, а Влад начал рифмовать историю. Правда, закончить эту работу ему не удалось, загремел в армию, а там порвал с родноверием, сказал, что ему это неинтересно, и сотрудничество с нами прекратил. Так что последние тексты дописывала уже Елена Глушкова.
Потом пришли другие музыканты: на блок-флейту Инна Саакян, бас-гитару в руки взял Василий Рогин, я занял место у микрофона – и в таком составе мы вышли на первый концерт, который состоялся 19 сентября 2009 года в Стереобаре при поддержке группы Buhurt. Потом к нам присоединилась Мария Бутенко с клавишами, Анна Осипова-Чеплевская на вокал. Позже я передал гитару Юрию Попову, сосредоточившись только на микрофоне.
Перед нами встал вопрос: что играть? Как выделиться среди сотен других групп, играющих в сходном стиле? Изюминкой стало обращение к русскому народному творчеству и не просто вплетение в музыку фолковых мотивов, а создание единой концептуальной программы
– Стиль паган-металл-опера сами придумали?
– Придумали сами. Не мудрствуя лукаво, соединив паган-металл с металл-оперой. Это собственно металл-опера с текстом на языческую тематику.
– Как восприняла публика ваши изыски?
– Про себя могу сказать, что мне было интересно работать, про остальных не знаю… Им виднее, но раз уж два года этому посвятили, наверное, было интересно.  А как уж оперу воспринимали зрители, так тут –  чужая душа потемки. Мы выступали с полной программой «Морозко» единственный раз… Сейчас я продолжаю запись сего произведения. Осталось записать вокал и флейты, потом отдать на сведение. И уже когда удастся представить работу во всей красе, тогда и можно будет судить о реакции публики.
– А дальше? В том же направлении?
– Знаете, вопрос о том, какую музыку играть, для меня не стоял еще задолго до создания «Острога». Ещё когда в середине нулевых годов услышал Аркону, Butterfly temple, Волколак, Сваргу, все уже было ясно. Именно в таком стиле, с народными мотивами, текстами о языческой старине мне и хочется творить. Мы начинали играть весьма экстремально, музыка была ближе всего к блэку, потом здорово смягчилась, особенно с приходом клавишных и женского вокала. В какой-то степени с этим был и связан наш разрыв…
– То есть?
– Часть музыкантов склонялась к более легкому, практически акустическому фолку, другая – хотела экстрима. Мне хотелось и того, и того, но после выступления в Питере в феврале прошлого года удерживать эти разбегающиеся в стороны силы я уже не смог.
– Хотите сказать, «Острог» в старом составе больше не собирается?
– Очень надеюсь снова собрать группу. Мне не хватает той энергетики, тех ощущений, которые дарит живое исполнение металлических композиций. С другой стороны, пока не очень представляю, в каком виде я хочу всех собрать. Может, это будет некий электронно-металлический проект. Может, классический фолк-металл. Не берусь загадывать. Осенью была попытка реанимировать проект, но не сложилось. К тому же есть проблемы чисто профессионального свойства, все лето, часть весны и осени я провожу на раскопках в Старой Руссе, а бросать на полгода проект, только его начав, – нехорошо.
Хотя мне очень хочется закончить нашу вторую металл-оперу про ушкуйников. Будет обидно, если такие стихи пропадут втуне.

Светлана КАЛАШНИКОВА



Читайте также


Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.