Металл по-славянски…
Казалось бы, что такого особенного в русской народной сказке «Морозко»? Знакомая с детства история про хорошую девочку и про плохую, про сурового, но справедливого Деда Мороза, воздающего по заслугам…
А вот ребята новгородской группы «Острог» внимательно перечитали первоисточник… Потом решительно «стряхнули пепел тысячелетних наслоений» и придумали новый жанр – паган-металл-оперу.
– Если внимательно присмотреться, можно заметить, что история, описанная в сказке, изумительным образом сходна с обрядом принесения девственниц в жертву Старцу Севера, известному по кельтским преданиям, – говорит один из основателей группы Валерий Сюборов. – Именно эта параллель и легла в основу нашего сказания. Тем более что и вопрос о человеческих жертвоприношениях у славян-язычников является одним из самых животрепещущих и дискуссионных как в среде родноверов, так и в науке.
– Вам нравится кельтская тематика?
– Кельтская тематика? Нет, мы изначально ориентировались на славянское наследие. Правда, вначале играли несколько европейских песен. Да еще частью музыкантов был создан сайд-проект, хоть некоторое время он и значился как акустический «Острог», они играли в основном бретонский фолк в качестве аккомпанирующего состава для клуба исторического танца Saltarella… В общем-то и вся кельтская тематика в нашем творчестве.
– Как началась история группы «Острог»?
– Наш соло-гитарист и автор почти всей музыки Максим Герлейн – мой троюродный брат, вместе мы играли практически с детства. Долго мечтали собрать группу и рубить МитоЛЛЛ. Но как-то дальше акустических записей на магнитофон у нас не шло.
Но тут в жизнь пришел всемогущий интернет, и все завертелось. Через Ивана Великого (личности в новгородской музыке не то что эпической, а легендарной) мы познакомились с нашим будущим барабанщиком Алексеем Алексеевым. А в родноверческой общине нашелся поэт и на первых порах вокалист Владислав Гаврилин.
Уже тогда родилась идея создать не просто набор песен, а непременно что-то такое большое, концептуальное. Например, рассказать сказку.
– «Морозко»?
– Да. Мной была разработана структура будущего повествования, Максим предоставил музыку, а Влад начал рифмовать историю. Правда, закончить эту работу ему не удалось, загремел в армию, а там порвал с родноверием, сказал, что ему это неинтересно, и сотрудничество с нами прекратил. Так что последние тексты дописывала уже Елена Глушкова.
Потом пришли другие музыканты: на блок-флейту Инна Саакян, бас-гитару в руки взял Василий Рогин, я занял место у микрофона – и в таком составе мы вышли на первый концерт, который состоялся 19 сентября 2009 года в Стереобаре при поддержке группы Buhurt. Потом к нам присоединилась Мария Бутенко с клавишами, Анна Осипова-Чеплевская на вокал. Позже я передал гитару Юрию Попову, сосредоточившись только на микрофоне.
Перед нами встал вопрос: что играть? Как выделиться среди сотен других групп, играющих в сходном стиле? Изюминкой стало обращение к русскому народному творчеству и не просто вплетение в музыку фолковых мотивов, а создание единой концептуальной программы
– Стиль паган-металл-опера сами придумали?
– Придумали сами. Не мудрствуя лукаво, соединив паган-металл с металл-оперой. Это собственно металл-опера с текстом на языческую тематику.
– Как восприняла публика ваши изыски?
– Про себя могу сказать, что мне было интересно работать, про остальных не знаю… Им виднее, но раз уж два года этому посвятили, наверное, было интересно. А как уж оперу воспринимали зрители, так тут – чужая душа потемки. Мы выступали с полной программой «Морозко» единственный раз… Сейчас я продолжаю запись сего произведения. Осталось записать вокал и флейты, потом отдать на сведение. И уже когда удастся представить работу во всей красе, тогда и можно будет судить о реакции публики.
– А дальше? В том же направлении?
– Знаете, вопрос о том, какую музыку играть, для меня не стоял еще задолго до создания «Острога». Ещё когда в середине нулевых годов услышал Аркону, Butterfly temple, Волколак, Сваргу, все уже было ясно. Именно в таком стиле, с народными мотивами, текстами о языческой старине мне и хочется творить. Мы начинали играть весьма экстремально, музыка была ближе всего к блэку, потом здорово смягчилась, особенно с приходом клавишных и женского вокала. В какой-то степени с этим был и связан наш разрыв…
– То есть?
– Часть музыкантов склонялась к более легкому, практически акустическому фолку, другая – хотела экстрима. Мне хотелось и того, и того, но после выступления в Питере в феврале прошлого года удерживать эти разбегающиеся в стороны силы я уже не смог.
– Хотите сказать, «Острог» в старом составе больше не собирается?
– Очень надеюсь снова собрать группу. Мне не хватает той энергетики, тех ощущений, которые дарит живое исполнение металлических композиций. С другой стороны, пока не очень представляю, в каком виде я хочу всех собрать. Может, это будет некий электронно-металлический проект. Может, классический фолк-металл. Не берусь загадывать. Осенью была попытка реанимировать проект, но не сложилось. К тому же есть проблемы чисто профессионального свойства, все лето, часть весны и осени я провожу на раскопках в Старой Руссе, а бросать на полгода проект, только его начав, – нехорошо.
Хотя мне очень хочется закончить нашу вторую металл-оперу про ушкуйников. Будет обидно, если такие стихи пропадут втуне.
Светлана КАЛАШНИКОВА