За образом

14.02.2013

С 16 февраля в Новгородском центре современного искусства  начинается очередная «выставочная волна». Ловите.

Цапля, поджавшая ногу

За образом 1Трудно поверить, что всего полтора века назад Запад не знал про Японию почти ничего. Страна была практически закрыта для иностранцев. И только при императоре Муцухито в период «светлого правления», период Мейдзи, ради спасения от внутренних распрей Япония была вынуждена открыть границы. На фоне последовавшего за этим  промышленного развития и вестернизации общества остро встала проблема сохранения национальной идентичности. Фотография, завезенная в Японию иностранцами в 50-х годах XIX века, как нельзя лучше подходила для этого.
Официальный портрет и традиционный пейзаж, типажная и архитектурная съемки – уже в середине следующего десятилетия на всех этих направлениях фотография потеснила более привычную для Японии гравюру. Тогда же в японской фотографии сформировался жанр «ритуал и обычай» – студийная имитация реального обихода, основы которой были заложены в Японии прозорливыми иностранцами: итальянцем Феличе Беато и австрийцем бароном Раймондом фон Штильфридом. Подхваченный многочисленными учениками и последователями (Кусикабэ Кинбей, Казума Огава, Кихей Тамамура и др.) этот жанр стал визитной карточкой ранней японской фотографии.
Все это можно увидеть на фотовыставке «Торжество имитации» (из японской фотографии периода Мейдзи (1868-1911). Коллекция предоставлена Музеем истории фотографии (Санкт-Петербург).

Мятая русская готика

Уже знакомый новгородцам по предыдущим выставкам петербургский художник Валерий Вальран представляет новый проект – «Русская готика».
Это своеобразная апелляция к той эпохе в русской культуре, которая называется «Предвозрождением» и которая, как известно, в полноценное Возрождение так и не перешла. Художник считает, что в русской истории было несколько таких периодов, к одному из них, последнему по времени, он причисляет и себя.
Идея проекта «Русская готика» появилась в 2005 году, но потребовалось время, чтобы «погрузиться» в русскую средневековую культуру и реализовать проект в материале. В данном случае это техника «мятого» холста. Предварительно холст мнётся, затем наклеивается на планшет, грунтуется и расписывается масляными красками. По мнению художника, такой подход к материалу облегчает переложение свое-образия иконы на язык современного искусства.

Экспедиция за просветлением

Ретроспективная выставка фотографий Сергея Жиркевича называется «Русская деревня. Поозерье».
Автор, один из самых талантливых и глубоких фотохудожников Санкт-Петербурга, много времени отдал фольклорно-этнографическим экспедициям в различные районы страны, в том числе в Поозерье.
Написал и издал книгу «От Замогилья до Благодати». Работал над проектами «Страшилкин блюз» и «Этнография».
Казалось бы – фотограф экспедиции. Именно этим объясняется обилие персонажей с музыкальными инструментами. Пока этнографы записывали песни и прибаутки бабушек и дедушек, Жиркевич их фотографировал. «Общение с бесхитростными жителями русской деревни стало для меня – городского субъекта с позорным прошлым и неясным будущим – настоящим открытием и просветлением», – писал Жиркевич о своих путешествиях.
В фотографиях, представленных на выставке, нет бесстрастной фиксации «материала», нет и «красивостей», обезвреживающих, как известно, реальность, нет и удивления столичного жителя экзотикой русской деревни, а есть то, что мы с некоторой осторожностью назовём правдой жизни.

Наблюдая мысли

Новгородского фотохудожника Михаила Карасёва зрителям представлять не нужно. Многие знают его как прекрасного фотографа, а большинство – по  фестивалю короткометражного, документального и анимационного кино «Первый шаг», где Карасёв является организатором, вдохновителем и директором.
На выставке «Пространство мысли» показаны работы последних 10 лет. В основном это городские зарисовки, портреты и автопортреты, натюрморты. На первый взгляд, совершенно привычное сочетание предметов, незначительный поворот головы, казалось бы, случайно упавший лучик света в объективе камеры превращаются в законченное, строго формализованное произведение искусства.

Ты меня уважаешь?

«Ты не обязан любить своего соседа, просто начни его уважать». Это девиз выставки комиксов из разных стран «За респект и уважуху», подготовленной Московским фестивалем комиксов «КомМиссия», немецким культурным центром имени Гёте в Москве, Центром современного искусства «Винзавод», Екатеринбургским филиалом государственного центра современного искусства при финансовой поддержке Европейского союза.
Комиксисты из Бельгии, Великобритании, Германии, Испании, России, Турции, Украины, Финляндии и Франции подготовили работы специально для этого проекта. Его цель – поддержка и укрепление связей между комикс-сообществами России и Европы. Организаторы называют выставку «уроком респекта» и предполагают раздачу «учебников» – карманных книжек комиксов.

Выставки будут работать с 16 февраля по 3 марта с 11.00 до 19.00, кроме понедельника, по адресу: Б.Московская, 37/9 (Культурный центр «Диалог»). Справки и запись на экскурсии по тел: 946-079.

Мария ПОТЁМКИНА



Читайте также


Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.