Дуэт художника и света

21.03.2013

В палитре этого художника самые божественные краски – чистый свет, который расцвечивает строгие лабиринты японского острова в спектакле «97 с половиной шагов по дороге, которая летит над спиной спящего в океане дракона», острыми кинжальными столбами разрезает пространство сцены в пушкинской «Метели», изолируя героев друг от друга. Или же создает иллюзию теплого домашнего пространства комнаты в спектакле «Соглядатай». И только правильный свет выхватит из глубокой темноты актерское лицо в момент самого откровенного монолога, чтобы зритель увидел весь спектр эмоции.

Дуэт художника и света 1Художник по свету в театре – это не просто «вкл.и выкл.» неких тумблеров на пульте, но один из творцов будущего спектакля.
Художник по свету Лариса Дедух создает световое волшебство в Новгородском театре «Малый» почти пятнадцать лет, хотя ее «общетеатральный» стаж – с 1974 года, когда еще приходилось работать на регуляторе РТМ – «регулятор театральный механический». Это огромные колеса и рычаги, которые надо было крутить и руками, и ногами, их не сравнить с современными компьютерными пультами, записывающими все световые программы на флешку.
Но мало кто знает, что световое оформление спектакля сочиняется как роль и осуществляется как общий художественный замысел постановки в тесном контакте с режиссером – мало направить несколько прожекторов в точку, откуда выйдет леди Макбет, надо, чтобы через театральный свет можно было почувствовать и чертовщинку происходящего, и ангельские выси, в которые уходит поэт Рильке.
Когда начинаем разговаривать о такой редкой профессии, как художник по свету, Лариса Дедух все равно говорит, что «техника и женщина – две вещи несовместные. Я электричества боюсь как огня, и я совершенно не техник по природе».
– Правда, что художник по свету – уникальная профессия?
Дуэт художника и света 3– Она всегда была редкая, художников по свету очень мало где обучают: в Москве, кажется, еще остались курсы. Но чаще всего это приобретенная профессия, взращенная в недрах театра, ей нельзя научить – ведь художник по свету это фактически сочинительство. Например, театральный и концертный свет совершенно разные:  в силу опыта или необходимости они отличаются драматургией, художнику по свету приходится идти по драматургической канве, а в концертном свете надо эффектно представить номер. 
– Как строится процесс «сочинения света»?
– С первого дня, как режиссер выходит на площадку, и когда он хочет, чтобы я присутствовала на репетиции. Мне кажется, важно найти общий язык  (у нас это получается с режиссером Надеждой Алексеевой). Начальный процесс – мне надо увидеть, как работают актеры, идут репетиции, когда это уже не просто читка пьесы, а практически  мизансцены. Потом идут прогоны, обсуждение с режиссером. Иногда даже снится работа, когда долго спектакль не получается. Никто не знает, что я маюсь, засыпаю с этой мыслью, прихожу на работу и показываю режиссеру маленькую деталь, и если мне говорят – хорошо, попробуем в этом направлении, у меня открываются «ворота», я начинаю фантазировать и работать дальше. Так было со спектаклем «Спам», который я очень люблю. Самая главная задача – не мешать режиссеру. И актерам, хотя иногда хочется сказать им «встань в свет». Бывает, сидишь в зале, свет на сцене, все красиво, а выходит артист – и как будто темно. Закон сцены, даже актер здесь объект сценического пространства и иногда он мешает.
– Есть сложные спектакли, с которыми приходилось «помучиться»?
– Мне было очень интересно работать в новгородском театре драмы  с режиссером Анатолием Кошелевым, когда создавали спектакли «Мария Стюарт», «Бумбараш», «Конармия», надо было привносить интересные эффекты, создавать атмосферу. Сейчас мне нравится в театре «Малый» сложные творческие задачи решать. Самый сложный свет создавался для спектакля по мифам Японии «97 с половиной шагов…», потом переносили его на сцену оперного театра  в Болгарии во время гастролей. При этом не просто перенос технологии, а переключение всего спектакля на другую площадку – и как в компьютере, в голове идет обработка, приспосабливаешься к той аппаратуре, которая есть. Постановка «Метель» – очень сложный и один из самых любимых моих спектаклей. А есть, например, «Мышкин дом» со своей спецификой кукольного спектакля, когда куклы должны освещаться ровно, у них от этого зависит выразительность. А я драматический художник, я хочу освещать красивые картины, эмоции актеров, а в кукольном театре – главное, это куклы.
– Как приходилось работать с иностранными режиссерами – наверное, меняются требования, технические задачи?
– Когда создавали «3 сестры» с Патрицией Барбуиани, мы легко нашли с ней общий язык. Ей необходимо было создать коридоры и окна с помощью света – пришлось показать наши возможности, придумать, как это сделать светом. Даже в Корее на гастролях работалось прекрасно, потому что профессионалы понимают друг друга, есть общее желание показать спектакль «в лучшем свете». И вообще прекрасно ездить на фестивали и встречаться с людьми, когда ты понимаешь, что наше театральное дело – всемирное дело.
Я никогда не думала, что свяжу свою жизнь с театром. Один человек сказал, когда я пришла в профессию: если выдержишь три года в театре, не вырвешься никогда. Теперь я не могу даже представить, чем бы еще могла заниматься помимо театра – здесь есть место и для творчества, и для профессионального роста.
– Какая палитра у художника по свету?
– У меня любимые цвета – голубой, активный красный и белый. Это моя палитра. Я очень люблю режущий свет – контровой пронизывающий свет в пространстве. Не обязательно иметь особые фильтры, можно и белым светом что угодно сделать и сделать так, что, когда распахивается занавес (был такой спектакль «Разбойники»), зритель аплодирует.
– В финале спектакля вы аплодируете актерам?
– Да, на каждом спектакле! И стараюсь как можно дольше не давать свет в зал, чтобы дольше длились аплодисменты, актеры их заслужили. Они получают аплодисменты за нас, тех, кто остается в тени: это и художник по свету, и по звуку, и гримеры. Но мне важно, что я помогаю состояться постановке, и когда говорят хорошие слова о спектакле – это мой поклон.

Татьяна БОБРОВА

Анна БОЧАРОВА (фото)



Читайте также


Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.