Глаза квазиреальности

21.03.2013

Художники во все времена стремились осваивать, обживать неизвестные пространства,  используя механизмы, краски, позаимствованные у отрасли самолетостроения, железные каркасы со свалок, образы и символику новых городов, форму и настроение политических течений и общественных событий и даже чисто теоретические построения.

Настоящему художнику одновременно и хватает того, что под рукой, и всегда чуть недостаточно. Мало пространства на холсте, мало объема, движения, фактуры в станковой живописи, мало дыхания, мало современности, действия, мало жизни. И здесь не стоит сетовать на безвкусицу или бездарность молодых – метод самообразования Леонардо да Винчи, «разделывающего» покойников, для его современников был почти кощунственным.
«Промышленные» и технологические практики художников ХХ и XXI века лишь продолжают давнюю традицию. Здесь все та же попытка проникнуть в окружающий мир, осмыслить современную реальность, научиться жить в ней, художественно овладев, преобразив, отобразив. Именно поэтому в 60-е, когда появилась первая компактная кинокамера, большое количество художников бросилось осваивать новое экранное пространство. Включенность субъекта и самой камеры в действие, игру, создание образа, существующего вне определенного места, новая символика – эти открытия стали классическими.
Так появилось направление, носящее название «медийного искусства», – направление, объединяющее все искусства, работающие с медиа, то есть использующие какие-либо технические средства – телефон, факс, видеокамеру, телевизор, а позднее – компьютер. Необычность и притягательность виртуального пространства, мира, доступ к которому предоставляет компьютер, не подлежит сомнению. Самостоятельное квазиреальное пространство, создающее улучшенную «копию» мира (более быструю, более информативную, более безопасную), — трехмерное, с новым пониманием и способом освоения времени и пространства, иным принципом движения, скорости, действия, иным способом построения межчеловеческих отношений, – быстро стало центром внимания и объектом исследования художников, теоретиков искусства, культурологов, социологов, политологов, философов и многих других.
Художники тоже обратили на него внимание. Это вполне логично: если в этой квазиреальности есть все, то почему не может быть искусства? Что же такое Net арт? Net арт  – сетевое искусство; произведения, созданные в Интернете, для Интернета: выставляющиеся, существующие, функционирующие в Сети. Долой рутину картинных галерей и музеев! Даешь Интернет.
Хотя все же необходимо отличать сетевое искусство как от Web дизайна, красочного оформления страниц, так и от традиционных видов искусства, представляемых в Сети (сайты музеев, «вывешенные» на страничках картины, фотографии и т.д.). Произведение сетевого искусства чаще всего не функционально: такая Web страница является художественной работой и представляет собой совокупность визуальных образов, анимации, текста, графики, слаженной деятельности различного рода приложений и программ, призванных воплотить авторский замысел, который может носить самый разный характер – от рассказывания «фильма» до игры со зрителем, демонстрации «поломанной» странички и т.д.
Да что говорить! Даже в новгородских ресурсах Интернета можно найти следы  Net арта. Присмотритесь, благо и художники, и дизайнеры, и фотографы давно освоили сетевые возможности «паутины».
И еще. Одна из главных особенностей  Net арта – общение со зрителем, вовлечение его в творческий диалог. Его характерной чертой провозглашается свобода – от государственных установлений, от ангажированности, от заказа. И необыкновенный оптимизм и развеселость: «серьезных» или депрессивных произведений Net арта не существует. А в общем, совсем не стоит объяснять принципы его «работы» – теряется вся неожиданность и привлекательность, не говоря уже об абсурдности.
Net арт тем приятен, что молод. Молод, обаятелен, заглядывает в глаза, треплет за рукав – пошли, покажу. Недавно появившись на свет, он предоставляет возможность вовремя проснувшимся и обратившим на него внимание наблюдать за развитием нового направления искусства в новой среде.

Дмитрий ЯШИН



Читайте также


Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.