Глаза квазиреальности
Художники во все времена стремились осваивать, обживать неизвестные пространства, используя механизмы, краски, позаимствованные у отрасли самолетостроения, железные каркасы со свалок, образы и символику новых городов, форму и настроение политических течений и общественных событий и даже чисто теоретические построения.
Настоящему художнику одновременно и хватает того, что под рукой, и всегда чуть недостаточно. Мало пространства на холсте, мало объема, движения, фактуры в станковой живописи, мало дыхания, мало современности, действия, мало жизни. И здесь не стоит сетовать на безвкусицу или бездарность молодых – метод самообразования Леонардо да Винчи, «разделывающего» покойников, для его современников был почти кощунственным.
«Промышленные» и технологические практики художников ХХ и XXI века лишь продолжают давнюю традицию. Здесь все та же попытка проникнуть в окружающий мир, осмыслить современную реальность, научиться жить в ней, художественно овладев, преобразив, отобразив. Именно поэтому в 60-е, когда появилась первая компактная кинокамера, большое количество художников бросилось осваивать новое экранное пространство. Включенность субъекта и самой камеры в действие, игру, создание образа, существующего вне определенного места, новая символика – эти открытия стали классическими.
Так появилось направление, носящее название «медийного искусства», – направление, объединяющее все искусства, работающие с медиа, то есть использующие какие-либо технические средства – телефон, факс, видеокамеру, телевизор, а позднее – компьютер. Необычность и притягательность виртуального пространства, мира, доступ к которому предоставляет компьютер, не подлежит сомнению. Самостоятельное квазиреальное пространство, создающее улучшенную «копию» мира (более быструю, более информативную, более безопасную), — трехмерное, с новым пониманием и способом освоения времени и пространства, иным принципом движения, скорости, действия, иным способом построения межчеловеческих отношений, – быстро стало центром внимания и объектом исследования художников, теоретиков искусства, культурологов, социологов, политологов, философов и многих других.
Художники тоже обратили на него внимание. Это вполне логично: если в этой квазиреальности есть все, то почему не может быть искусства? Что же такое Net арт? Net арт – сетевое искусство; произведения, созданные в Интернете, для Интернета: выставляющиеся, существующие, функционирующие в Сети. Долой рутину картинных галерей и музеев! Даешь Интернет.
Хотя все же необходимо отличать сетевое искусство как от Web дизайна, красочного оформления страниц, так и от традиционных видов искусства, представляемых в Сети (сайты музеев, «вывешенные» на страничках картины, фотографии и т.д.). Произведение сетевого искусства чаще всего не функционально: такая Web страница является художественной работой и представляет собой совокупность визуальных образов, анимации, текста, графики, слаженной деятельности различного рода приложений и программ, призванных воплотить авторский замысел, который может носить самый разный характер – от рассказывания «фильма» до игры со зрителем, демонстрации «поломанной» странички и т.д.
Да что говорить! Даже в новгородских ресурсах Интернета можно найти следы Net арта. Присмотритесь, благо и художники, и дизайнеры, и фотографы давно освоили сетевые возможности «паутины».
И еще. Одна из главных особенностей Net арта – общение со зрителем, вовлечение его в творческий диалог. Его характерной чертой провозглашается свобода – от государственных установлений, от ангажированности, от заказа. И необыкновенный оптимизм и развеселость: «серьезных» или депрессивных произведений Net арта не существует. А в общем, совсем не стоит объяснять принципы его «работы» – теряется вся неожиданность и привлекательность, не говоря уже об абсурдности.
Net арт тем приятен, что молод. Молод, обаятелен, заглядывает в глаза, треплет за рукав – пошли, покажу. Недавно появившись на свет, он предоставляет возможность вовремя проснувшимся и обратившим на него внимание наблюдать за развитием нового направления искусства в новой среде.
Дмитрий ЯШИН