Джазовый ликбез

25.04.2013

Андрей Кондаков – один из самых ярких российских джазовых композиторов, пианист-универсал. Перед выступлением в Новгородской филармонии он рассказал нам о европейском, американском и российском джазе. Получилась настоящая лекция о джазовой музыке.

– Как собрался квартет, который выступает в филармонии?
– Розарио Джулиани не первый раз приезжает в Россию, но я играю с ним впервые. Программа состоит из оригинальных композиций Розарио, в основном. Музыка его – в русле основного течения в джазе. Также прозвучат некоторые, возможно, джазовые стандарты. Но доминанта – музыка самого Джулиани. В ритм секции – потрясающий американский барабанщик Даррел Грин. Мои нью-йоркские друзья очень его хвалили. У меня есть опыт работы со многими известными барабанщиками, такими, как Ленни Уайт, Билли Драммонд. И Даррел Грин – в ряду этих нью-йоркских барабанщиков. Всё это стало возможно благодаря усилиям сибирского басиста Асхата Сайфуллина. Он организовал это турне. Завтра у нас в рамках фестиваля «Джазовая весна» будет концерт в Петербурге, в концертном зале «Колизей». Асхат выступил в роли не только музыканта, но и продюсера, организатора целого тура.
– Чем отличается современный джаз от джаза, скажем, тридцатилетней давности?
– Чаще говорят: современная импровизационная музыка. Такой термин справедливее. Если вы откроете сайт jazz.ru, наткнетесь на статью Николая Левиновского о его гастролях с Игорем Бутманом в Америке. Потом – анализ ситуации с джазом в нашей стране. И там столкнулись критики и музыканты, исповедующие совершенно разные пути. Встречаются непримиримые точки зрения по поводу того, что есть джаз, а что не джаз. Поэтому с терминологией надо быть осторожнее. Лучше современным джазом назвать настоящий американский джаз с использованием более современных гармоний — музыку, которая в большей степени отошла от стандарта.
– «Джазовый стандарт» — это как?
– В Соединённых Штатах публика, слушающая джаз, привыкла к джазовым стандартам, к известным мелодиям, которые многие знают с детства. Это темы, ставшие известными благодаря кино, мюзиклам. Начиная с 20-х годов эти мелодии стали популярными, их называют джазовыми стандартами. То есть разные музыканты их подхватили и сделали уже почти фольклором. Все играют одни и те же стандарты, но каждый – по-своему, раскрывая собственное лицо.
– Это в Штатах, а как развивается джаз в Европе?
– Организаторы серьёзных европейских фестивалей предпочитают приглашать именно тех музыкантов, у которых есть собственное лицо. Поэтому сложнее приходится европейским музыкантам, пытающимся играть по-американски. На крупный фестиваль проще пригласить настоящих носителей этой культуры – американцев со своими ансамблями, чтобы они сыграли американский джаз. В Европе стараются находить какие-то группы, ансамбли, звучащие более своеобразно. Розарио Джулиани – удивительный пример сплава американского джаза и европейского. Его музыка насыщена не только ритмами настоящего джаза и гармониями, но и интеллектом европейского джаза.
– Подслушал: во время саундчека говорили что-то про акустику зала филармонии…
– Думаю, всё будет, в конце концов, нормально. В Петербурге есть залы, которые действительно не предназначены для джазовой музыки. Например, зал Смольного собора, где проходят концерты. Удивительно сложно сыграть что-нибудь активное, быстрое. Такой же случай у нас был, когда в одном соборе в Вильнюсе выступали вместе с трубачом Вячеславом Гайворонским и контрабасистом Владимиром Волковым. Мы использовали акустику как четвёртого участника нашего ансамбля. Это особая сложность – играть в залах, где всё «летает», звук действительно невозможно остановить. Здесь – прекрасный концертный зал.

«Первоклассный образец сольного джазового пианизма, в котором музыкант стремится прежде всего передать слушателю определенный набор эмоций и ощущений, а не ошеломить техническим мастерством (хотя мастерство Кондакова-пианиста неоспоримо)».
Журнал «Джаз.ру», 2006 г.

Джазовый ликбез 1Андрей Кондаков родился в 1962 году в Днепропетровске. На джазовой сцене с 1978 года. Выпускник Петрозаводского музыкального училища, он быстро нашёл свой путь на большую джазовую сцену. Его ансамбль – участник ведущих советских фестивалей.
На мировых студиях звукозаписи выходят его композиции. Так, в 1987 году в США вышел альбом «Jazz From The USSR», на котором пианист представил свою композицию на тему Гершвина «Fascinating Rhythm».
Впоследствии Кондаков выступал с лидерами мирового джаза, от саксофонистов Ричи Коула, Игоря Бутмана и Роджера Фрэмптона до гитариста Поля Болленбэка и басиста Эдди Гомеса и других блистательных музыкантов.

Александр РЫЖЕНКОВ
Фото с сайта http://artkazan.com/



Читайте также


Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.