Победить дракона

30.05.2013

Я не верю в людей, пишущих в стол. Во многое верю: в ино-планетян, в коллективные медитации и системные расстановки, в героев комиксов Marvel, в чайник Рассела, в единое мировое правительство и эко-транспорт, в карму, в путешествия во времени. Даже в Летающего Макаронного Монстра (гугл в помощь!) я верю больше, чем в людей, пишущих в стол. В моем мире их не существует.
Зато в моем мире существуют люди, которым бывает страшно и больно. Люди, которые точно знают, что настоящее одиночество – это когда тебе некому об этом одиночестве рассказать. Люди, которых научили говорить только когда их спрашивают, а потом никогда ни о чем не спрашивали. Я верю в людей, которые забыли (а может быть, никогда и не знали), как звучит их голос. Я верю в людей, которые сами не верят в себя, но зато верят, что никто другой в них тоже не верит.

…Двадцать минут после полуночи. В душном, плохо вентилируемом зале библиотеки – около сотни человек. Не на всех хватает стульев и скамеек, принесенных из фойе, поэтому кто-то прислонился к стене, кто-то стоит в проходах, кто-то образовывает галерку за рядами зрителей. К половине третьего утра мне хочется обнять каждого из этих людей за то, как чутко они слушают каждого поэта.
К свободному микрофону выходит молодой человек в спортивной куртке. Дрожащие пальцы сжимают обычную тетрадку. Когда он читает из нее очень простые, но очень искренние стихи о любви, голос почти срывается. Перевожу взгляд на зрителей и вижу, что стоящая у стены девушка расплакалась.
Для каждого поэта и зрителя слэм о чем-то своем. Об эпатаже, о самоутверждении, о самих стихах, о судейских баллах, о «своих» (нужное дописать, ненужное вычеркнуть). Для меня слэмы всегда были о таких вот мальчиках в спортивных куртках и о таких вот девочках,  способных заплакать от их стихов. Об историях людей, которые находят в себе смелость выйти к микрофону (поверьте, это не всем легко) и начать говорить.
Я верю, что каждый голос достоин быть услышанным. Именно поэтому на поэтических слэмах никогда не будет цензуры и премодерации. «У тебя же там… у тебя же там люди читают плохие стихи!» — с ужасом говорит мне после одного турнира коллега-лингвист. А я в который-то уже раз повторяю, что «у меня там» люди просто читают, что для критического разбора и оценки существуют писательские курсы, литературоведческие объединения и так далее, и так далее. Я сама веду поэтические мастерские, на которых уже не прошу аплодировать каждому стиху, а учу конструктивной критике и работе над текстом.
Для меня важно, чтобы у каждого пишущего человека в городе была возможность прийти туда, где его примут таким, какой он есть, вместе с его творчеством, проходит ли оно строгую проверку на «хорошесть» (что бы под ней ни подразумевалось) или нет. Потому что любое творчество созидательно и уменьшает количество энтропии во вселенной. И потому, что у меня за плечами – шесть лет без единого написанного слова, которые не закончились бы, если бы однажды в моей жизни не появились люди, показавшие мне, что можно говорить, быть услышанной и встретить поддержку и понимание вместо столь привычного литературного снобизма: «Кто тебе вообще разрешил писать? Кто тебе разрешил писать вот так и вот об этом? Сиди и молчи!»
В жизни всегда будут люди с судейскими табличками. Иногда они буду ставить десятки, а иногда двойки. Чаще всего эти люди будут даже с тобой незнакомы. Слэмы учат тому, что дело вовсе не в баллах, the point is not about the points, как говорят в Штатах.
Дело в том, чтобы, один раз получив двойку, найти в себе силы еще раз выйти к микрофону, чтобы открыть незнакомым людям самое уязвимое, самое мягкое, самое тонкое и сокровенное в тебе. Потому что если мы не будем говорить друг с другом, если не будем делиться друг с другом историями, если не будем протягивать открытые ладони наших слов и говорить: «Посмотри, вот он я, я – такой же, мне бывает так же весело и так же грустно, я танцую под ту же музыку и борюсь с теми же драконами, что и ты»,.. то как иначе понять, насколько мы все живые и похожие в этом, по сути, маленьком мире?

Елизавета МУСАТОВА




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.