Пилотная территория. Для туризма с экономическим лицом

27.03.2008

Пилотная территория. Для туризма с экономическим лицом

Новгородская область выбрана в качестве пилотной территории для новой федеральной целевой программы по развитию культурно-познавательного туризма. Вместе с нами в программе планируют принять участие Псковская и Тверская области.

Идея программы, совместно разрабатываемой Ростуризмом, Минкультуры и Минпромэнерго РФ, заключается в создании в каждом из трех регионов туристической зоны, которая бы включала объекты культурного наследия, развитие интерактивного турпродукта, художественно-народных промыслов и привлечение частного бизнеса непосредственно в развитие туризма и гостиничное дело. Как полагают специалисты, реализация программы – это не только вопрос сохранения объектов культурного наследия, но и возможность широкого развития новых проектов, а также получения экономического эффекта для региона от их реализации.

То, что выбрана Новгородская область, – вполне закономерно. За предыдущий год регион сделал мощный и долгожданный «рывок» в развитии туристической сферы. Здесь впервые применена методика оценки вклада туризма в региональную экономику, разработанная фондом «Институт экономики и социальной политики» (Москва). Как рассказала начальник отдела развития туризма комитета культуры Новгородской области Ольга Соболева, прежде никто не пытался оценить туристическую отрасль с такой позиции. В исследовании приняли участие более 100 предприятий 11 отраслей, которые так или иначе связаны с обслуживанием туристов: агентства и туроператоры, гостиницы, рестораны, предприятия розничной торговли, транспортные организации, предприятия связи, банки, страховые компании и т.д.

– После анализа всех данных, мы смогли оценить прямой и косвенный эффект от туризма в экономике области, – поясняет Ольга Соболева. – Чтобы было понятнее: прямой эффект отражает влияние туристского потока на доходы предприятий, входящих в туристский комплекс региона, а косвенный – это доходы, полученные от обслуживания туристов предприятиями, не входящими непосредственно в туркомплекс. Например, гостиница обслуживает туристов – это ее прямой доход. Но чем больше туристов она обслужит, тем больше она израсходует денег на услуги ЖКХ, направив их в соответствующие предприятия этой сферы.

В результате получилось, что прямой эффект от туризма в области составил 764 млн. рублей, косвенный – 1 млрд. 700 млн. рублей, а интегральный кумулятивный эффект туризма (суммарная экономическая оценка прямого и косвенного эффекта) составляет более 2 млрд. 464 млн. рублей. Иными словами, один рубль в сфере туризма создает почти три рубля в других сферах экономики региона.

Что же касается Великого Новгорода, то на сегодняшний день городской туристский комплекс, по данным комитета экономики Администрации города, вносит значительный вклад в социально-экономическое развитие города. Согласно методике оценки интегрального кумулятивного эффекта туризма, суммарное значение прямого и косвенного эффектов на одного туриста составляет приблизительно 10 тыс. рублей.

Пилотная территория. Для туризма с экономическим лицомВместе с тем следует признать, что высокий потенциал туристских ресурсов Великого Новгорода используется далеко не полностью. Одним из ключевых направлений повышения привлекательности города как туристского центра является совершенствование комфортности пребывания туристов, чему, несомненно, будет способствовать улучшение городской инфраструктуры, реконструкция исторического центра, реставрация памятников, строительство гостиниц, в том числе загородных, разработка новых интерактивных маршрутов и т.п. Укреплению позиций Новгорода на международном туристском рынке должно помочь и открытие международного аэропорта, связанное с изменением формата транспортной доступности для иностранных туристов, что, при условии привлечения активно развивающихся в последнее время компаний малобюджетных перевозок, может переломить тенденцию спада количества иностранных туристов.

Но и это еще не все. Расчеты, сделанные по новой методике, показали, что вклад туризма в валовой региональный продукт Новгородской области в ближайшие годы может увеличиться почти в два раза. Если сегодня этот показатель составляет 3,6%, то при правильной политике местных властей в сфере развития туризма он достигнет 5-7%. Для этого необходимо выполнить ряд условий, в числе которых: принятие областного закона по развитию туризма, наделение большими полномочиями комитета культуры и туризма области, привлечение в совместную работу других структур администрации, организация работы с инвесторами на принципах частно-государственного партнерства, привлечение малого и среднего бизнеса и другие.

Первый шаг уже сделан: в январе этого года принят закон «Об основах туристской деятельности на территории Новгородской области», определяющий формы поддержки развития туризма в регионе и порядок их финансирования. А в ближайшее время, по словам Ольги Соболевой, начнется разработка межотраслевой программы развития туристской индустрии, где планируется задействовать все экономические и социальные сферы области. Это тем более важно, если учесть приближающиеся юбилей Великого Новгорода и Международные Ганзейские дни, а также то, что на ближайшие годы туризм объявлен губернатором области в числе приоритетных направлений. И, кстати, новая федеральная программа по развитию культурно-познавательного туризма в исторических городах России будет обсуждаться на III Всероссийской конференции по развитию внутреннего и въездного туризма в РФ, которая состоится в Великом Новгороде 22-24 мая 2008 года.

 

Фото Юрия ЗУЕВА

 

 




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.