Тяжело быть Наполеоном, или Две притчи о любви

12.03.2009

Тяжело быть Наполеоном, или Две притчи о любвиВ первые дни весны на сцене Новгородского областного театра драмы имени Ф. М. Достоевского состоится премьера, которую можно считать подарком поклонникам Мельпомены к Международному дню театра.

Исповедь императора

Спектакль по пьесе чешского драматурга Иржи Губача «Адъютантша Его Величества» – история о том, как к императору Наполеону, томящемуся в ссылке на острове Святой Елены, тайком приезжает вдова наполеоновского солдата, чтобы потребовать компенсацию за погибшего мужа. Отношения с отважной корсиканкой, носящей имя возлюбленной императора Жозефины, начинаются со ссоры, а заканчиваются… Впрочем, не будем забегать вперед, предоставив возможность зрителям самим проследить развитие этих загадочных отношений.

Пьеса не случайно пользуется популярностью у режиссеров – в ней есть  комедийные моменты,  элементы трагедии и притчи, любовная фабула и глубокие размышления о жизни и месте человека в ней. «История, которой не было» – так обозначил жанр постановщик спектакля, главный режиссер театра Сергей Морозов. Но все же нужно помнить, что пьеса была написана с использованием мемуаров Наполеона, а значит, не все в ней – вымысел.

Для исполнителя же  роли Наполеона заслуженного артиста России Ивана Сучкова этот спектакль прежде всего исповедь человека, который, пройдя через испытание деньгами, славой, почестями, понял главное – в его жизни не было места простому счастью. И это счастье ему дарит женщина-мираж, так внезапно вошедшая в его жизнь. Жозефина, роль которой играет  актриса Людмила Бояринова, для императора еще и образ его народа, и, исповедуясь перед ней, он в душе обращается к бывшим подданным, объясняя мотивы и суть своих поступков, не всегда оправданной жестокости. Работа над ролью Наполеона захватывает, но дается не без труда, честно признается Иван Васильевич:

– Можно тысячу раз сказать «Я – император!», а вот как заставить зрителя поверить в это? Никогда в реальной жизни мне не приходилось командовать людьми, отдавать распоряжения, поэтому поначалу было очень сложно войти в образ императора, перед которым дрожала вся Европа. Я постарался сделать этот образ человечным, тем более что в спектакле есть драматические эпизоды, которые мне особенно близки. Но все же очень тяжело быть Наполеоном!

Наверное, спектакль было бы полезно посмотреть людям, облеченным властью, принимающим решения, отражающиеся на сотнях других жизней…

 

В свете белых ночей…

Поискам любви посвящена и другая премьера этой весны, которую подготовила молодежная часть труппы и студенты НовГУ. Образы самого светлого и романтичного романа Достоевского «Белые ночи» оживают на малой сцене, поднимая вечные вопросы первых сентиментальных, ироничных, серьезных и грустных отношений между мужчиной и женщиной.

— Из актерской импровизации и этюдов совершенно неожиданно выросла эта инсценировка, – делится режиссер-постановщик Сергей Морозов. – В романе много персонажей, которые возникают из монологов Мечтателя, рассказов Настеньки. На сцене рядом с этими героями появятся Маски – они как бы воплотят в реальность мечты, но останутся призрачными, неуловимыми. Двойственность, миражность, тревожность и трогательность человеческого сознания, присущая всему творчеству писателя, сохранится, все будет наполнено светом и любовью.

Художник-постановщик Федор Архипов и режиссер придумали для спектакля особые камерные декорации, запечатлевшие романтичность, зыбкость, мистичность Петербурга. Игра ведется на нескольких уровнях-ступенях посреди гипнотического движения тюлевых завесов, переливы настоящей воды символизируют знаменитые питерские каналы. Таинственный свет белых ночей, чарующая музыка, режиссерские находки – все это придает спектаклю и романтичность, и современное звучание, что делает его особенно привлекательным для молодежной аудитории, которая склонна к новаторству, экспериментам. Особенно весной…




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.