Жилищный кодекс подробно расписывает, как можно управлять многоквартирными домами, и определяет механизм смены УК. Что дом временно может оказаться без управления, не предусмотрено, тогда как на практике подобное – не редкость. О механизме «реанимации» таких домов рассказывает заместитель Главы администрации Великого Новгорода Марина БЕЛОВА.

– Действительно, бывает, что управляющие компании по разным причинам расторгают договор с собственниками на управление домом. Такая ситуация возникла, к примеру, когда обанкротился «Посадник». Ряд домов постарались сразу же заключить договоры с другими УК, но некоторые не смогли этого сделать. В таких случаях городской комитет по управлению ЖКХ помогает создать ТСЖ, подобрать УК или принять форму непосредственного управления. Но часто жильцы остаются безучастными к этим вопросам. Тогда в соответствии с законодательством муниципалитет объявляет открытый конкурс по выбору управляющей компании. Если ни одна организация не заявилась на конкурс и он признан не состоявшимся, муниципалитет вправе выбрать управляющую компанию самостоятельно, что мы и делаем.
Но главная проблема – сохранение основных функций по обслуживанию дома на этапе определения для него новой УК. Ведь далеко не сразу выясняется несостоятельность прежней компании, требуется время для изучения ситуации и обследования состояния дома, соблюдения процедуры расторжения договора, затем подготовки, объявления и проведения конкурса, заключения договора на управление.
На этот период в соответствии с приказом отраслевого комитета дом временно передается на баланс МБУ «Городское хозяйство». Для него это, прямо скажем, дополнительная обуза. Но мы вынуждены применять такие меры, чтобы сохранить жилфонд и обеспечить безопасное и комфортное проживание в нем.
С 2009 по 2013 годы с отсутствием управления столкнулись 36 домов, их прикрепили к «Городскому хозяйству», которое содержало дома в нормальном состоянии, обеспечивало вывоз мусора, уборку двора, аварийно-диспетчерское обслуживание, обработку платежных документов. Сегодня из 36 домов, получивших временную реанимационную коммунальную помощь, на балансе «Городского хозяйства» остались всего 9. Основная часть, самостоятельно или с нашей помощью, через конкурсы определилась с выбором УК. Но ряд домов (в основном это либо старые постройки, либо бывшие общежития, где много проблем и низкая платежеспособность жильцов) остаются в управлении «Городского хозяйства». Попытки комитета инициировать собрания собственников по выбору УК результата не дали. Не секрет, что в бывших общежитиях порядка 70% жилья собственники сдают внаем и дальше стараются не касаться вопросов управления и содержания общедомового имущества.УК даже не заявляются на конкурсы по таким проблемным домам. Поэтому выход один – определить их под опеку «Городского хозяйства». Муниципальное учреждение обеспечивает управление, занимается текущим содержанием и, насколько позволяют средства — ремонтами, но в перспективе, при создании регионального фонда капремонтов и на условиях софинансирования, можно будет выполнять и капитальные работы.
Такая практика стала спасительной – ни один дом не остается без внимания. Однако есть большое НО: федеральным законодательством такие нестандартные ситуации, когда временно дома оказываются без УК, а жители безучастны к выбору управляющей компании, не предусмотрены. В связи с этим органы местного самоуправления Великого Новгорода намерены выйти с законодательной инициативой по внесению соответствующих изменений в Жилищный кодекс, чтобы официально закрепить норму по предоставлению муниципалитету права принимать решения по обеспечению функций управления отдельных категорий (в частности, бывших общежитий) многоквартирных домов через муниципальные учреждения коммунального хозяйства. Это ни в коей мере не ущемляет интересы участников рынка в сфере управления домами, но позволяет сохранить жилфонд с выполнением обязательного набора коммунальных услуг.

Светлана АНТОНОВА