Праздник встречи с искусством
Вчера работники культуры всей страны отмечали профессиональный праздник, подаренный указом президента в прошлом году. Однако традиция раз в год выбирать лучших культработников сложилась в Новгороде немного раньше, и уже третий год наша газета рассказывает о тех, кто своим кропотливым трудом прививает любовь к прекрасному в наших детях, несет в жизнь праздник встречи с искусством.
Её Колмово
Как в эпоху Интернета развивать и удерживать интерес к чтению книг? Директор Колмовской городской библиотеки №1 Ирина Анатольевна Дуванова знает тысячу способов! Читателям ее библиотеки никогда не бывает скучно. Проект «Театр на ладошке» даже заинтересовал финских коллег, и они предложили реализовать что-нибудь похожее вместе. Мамы с папами охотно участвуют в семейных программах. Не скучают даже те, кто проходит лечение в госпитале ветеранов, – библиотека регулярно снабжает больных книгами, устраивает встречи с писателями.
Особая страничка деятельности – прошлое и настоящее Колмова. Интереснейшие краеведческие материалы и поэтическое творчество колмовчан натолкнули на мысль издать сборник «Мое Колмово».
Грамотный профессионал, безудержный оптимист, генератор свежих идей – так отзываются об Ирине Анатольевне коллеги. А читатели просто любят её и охотно откликаются на любую инициативу. И растет их число с каждым годом.
От домохозяйки – до леди-трагедии
Любовь Злобина – одна из ведущих актрис «Малого». С одной стороны, такое казенное слово – «ведущая», а с другой – абсолютно верное, потому что задает камертон звучанию многих театральных ролей. Заслуженная артистка России Любовь Злобина обладает свойством дарить любовь со сцены: от ее монолога Мари-Мадлен в «Демоне Жизни» перехватывает горло у зрительниц, готовых подписаться под каждым словом о женских потерях и великой любви, а стихи Марины Цветаевой в спектакле «Небесный мост» в ее исполнении задевают сердца и публики, и партнеров по сцене.
В спектакле «Наш городок», где Любовь Злобина играет миссис Гиббс, она проживает жизнь своей героини от романтической леди-домохозяйки, мечтающей о несбыточном путешествии в Париж, до леди-трагедии из потустороннего мира духов. И у Любови Злобиной получается пройти этот путь на глазах у зрителей – с достоинством настоящей актрисы.
Начальник цеха
То, что в театре есть цех, для кого-то, наверное, неожиданность. А вот! Это цех, в котором и начинается лицедейство, – актеру делают лицо, и здесь, если хотите, к нему приходит вдохновение. Это гримерка, если по-свойски, и гримерный цех, если подчеркивать должное уважение к здешнему, по сути, «производству».
Начальником гримерного цеха Новгородского театра «Малый» вот уже 15-й год работает Вера Васильева – человек, чей художественный вкус и профессионализм стали ориентиром для коллег. Технику и характер грима она разрабатывает сама, поскольку она – Художник! Не единожды творческие находки Веры Михайловны позволяли корректировать будущее театрального героя, ее грим словно расширяет актерские возможности. Наиболее удачные работы, отмеченные как местными театралами, так и столичной критикой, – возрастной грим в спектакле «Тайный дневник Адриана Моула», грим в стиле модерн в спектакле «Чайка», поэтический грим эпохи Серебряного века в спектакле «Небесный мост». Среди новых находок – сложный исторический грим к спектаклю «Наш городок», где герои взрослеют по ходу действа.
Если же начальнику гримерного цеха случается заболеть, «Малому» становится туго. Да что уж там – никак! Приходится Мастеру выздоравливать и ехать в гримерку. Что, впрочем, для Веры Михайловны не есть подвиг хотя бы потому, что театр – ее любовь.
Кабы я была ткачихой…
Елена Ивановна Осипова была первой, кто в конце 1980-х годов откликнулся на призыв о возрождении традиционных ремесел Новгородчины. Более 100 этнографических экспедиций, встречи с сельскими мастерицами, сбор образцов различных тканей, а затем разбор их по ниточкам, чтобы понять технологию ткачества… Так, по крупицам, Осиповой был собран, изучен и классифицирован уникальнейший материал не только по ткачеству, но и традиционной игрушке, народному костюму, который лег в основу нескольких изданий.
Понимая, что редкие знания не должны лежать под спудом – ведь этнокультура оживает только в руках умелых мастеров, – Елена Ивановна уже пятый год преподает в Новгородской детской музыкальной школе русского фольклора основы народного творчества. На ее уроках не только девчонки, но и мальчишки открывают в себе неожиданные таланты. И без малого 15 лет руководит она «Всероссийской школой ткачества» при Доме народного творчества, пополняя землю русскую продолжателями народных традиций.
Они – особенные
Ребенок с ограниченными возможностями – такой же, как все, и в то же время особенный. Позвольте ему играть, танцевать, петь, общаться со сверстниками – и зазвенит смех, и болезни отступят…
Одной из первых в Новгороде это поняла режиссер и талантливый педагог Надежда Назарова. Она собрала под свое крыло тех детишек, кого подвело здоровье, но не оставила жажда жизни. Надежда Павловна научилась говорить с неслышащими детьми на их языке, объединила в одном коллективе здоровых детей и ребят с проблемами слуха и опорно-двигательного аппарата. Так, в радостях и муках творчества, 25 лет назад родился Театр неслышащего актера «Жест». Эстрадные спектакли, драматические, жестовое пение, танцы и пластика на колясках – подопечные Назаровой не боятся никаких экспериментов. Они отважно пускаются в дальний путь, с радостью принимая участие в конкурсах и фестивалях, покоряют видавшее виды жюри и отовсюду везут дипломы победителей. Теперь и звание «Коллектив года – 2009» пополнит копилку многочисленных наград.
В движении постигая красоту
«Мастерами своего дела» в области культуры признали руководителей хореографического коллектива СТИНТ Юлию Фролову и Екатерину Гореву.
СТИНТ – это Союз Талантливых И Независимых Танцоров. Но талантливых и независимых на эстраде много, а вот союзов – крепких, настоящих – дефицит. В этом и преимущества СТИНТа – коллектива, являющегося особой гордостью новгородской гимназии № 2.
В ритме ли танца бьется сердце… Или наоборот… Артист уже не знает. Он просто живет на сцене этим ритмом, позволяя зрителю в его движениях постигать красоту. И никто по ту сторону сцены не подозревает, чего стоит хореографу эта красота, сколько сил, терпения и любви в нее вложено.
У СТИНТа, создаваемого как большая дружная семья, две «мамы», которые работают с разными составами. Но участники обоих одинаково любят своих педагогов.
Кстати, 18 апреля СТИНТ дает очередной сольник. Говорят, предыдущий, юбилейный (10 лет) концерт подарил вообще невероятные эмоции.
С музыкой в сердце
Большинство детей приходит в музыкальную школу с горящими глазами. Но урок-другой, гаммы, этюды — и вот уже малыш с завистью поглядывает в окно на играющих сверстников.
К счастью, есть педагоги от Бога, которые не просто учат играть на инструменте — они поселяют музыку в душу ребенка. Одна из них — преподаватель по классу скрипки музыкальной школы имени А. Аренского Людмила Александровна Паю. Внимательно и чутко наблюдая за учеником, она умело помогает преодолеть трудности, неизменно встающие на пути к мастерству. Понимая, что юным артистам легче выступать, чувствуя рядом плечо товарища, Людмила Александровна 15 лет назад создала ансамбль скрипачей «Violino». За эти годы коллектив далеко шагнул в концертной деятельности: гастролировал в Норвегии, Великобритании, неоднократно участвовал в Ассамблеях искусств для детей и юношества «Ровесники — ровесникам». А Людмила Александровна совершенно справедливо признана лучшим преподавателем 2008 года.
Если «Кредо» – балет
Человеку свойственно двигаться, равно как дышать, питаться или общаться. Это основной инстинкт. Но, возможно, высшей формой движения является танец. Если в него вложен смысл.
Светлана Сафарова много лет работала артисткой балета в Азербайджанском государственном театре оперы и балета. Затем – в театре музыкальной комедии. В 2000 году, уже в качестве балетмейстера, создав в новгородском городском Дворце культуры хореографический коллектив, она совместила эти два жанра. Так появился Шоу-балет «Кредо».
Уже в 2001-м коллектив был удостоен звания «Народный». Ежегодно «Кредо» представляет на суд поклонников сольную программу, полную сюрпризов, хореографических шуток или выраженных в пластике размышлений. «Вечное движение», «Вальс на музыку Рахманинова», «Я тебя никогда не забуду», «Птицы», «Испанское каприччио» – вот лучшие работы от Светланы Джамаловны.
Отдельная песня – отношения внутри коллектива. Он крепок: здесь уже есть свои традиции, обычаи, царит атмосфера добра и взаимовыручки. Участники ценят свое «Кредо» за душевность и уверяют при этом, что душа коллектива – Светлана Сафарова.
А мелодия осталась…
Любая школа помимо образовательной несет и воспитательную функцию – и музыкальная в том числе. Ведь музыка – одно из мощнейших и лучших средств для постижения красоты. Один из путей к светлым чувствам.
Ведущий преподаватель фортепиано музыкальной школы им. Кабалевского Елена Колесникова как раз и пытается оставить в душе своих учеников Мелодию… С 1991 года работает она в музыкальной школе, и в результате этой деятельности появилась собственная программа «Общее фортепиано», которая уникальна тем, что «подходит» детям самых разных способностей и возможностей. В 2008 году с этой программой Елена Николаевна заняла почетное II место на Открытом городском конкурсе педагогического мастерства в сфере художественного образования детей.
Прошлый год вообще был богат на призы. Старший концертный хор школы, которым она дирижировала, стал обладателем первого диплома конкурса «Прекрасен мир поющий». В конце года Елена Колесникова явила новые грани таланта, став режиссером-постановщиком детского мюзикла «Буратино».
А уже в 2009-м большой победы добилась ученица Елены Николаевны. Мария Бутузова получила диплом I степени на Всероссийском конкурсе «Золотая ладья» в номинации «инструментальное исполнительство (соло)».
И, думается, продолжение следует…