Чёрные дыры кассовых разрывов

07.11.2013

В нашей газете (№42 от 24 октября) впервые эту болезненную тему затронул заместитель директора управляющей компании «Доверительное управление домом» Андрей ГЕТМАНСКИЙ. Теперь слова практика о неизбежном кассовом разрыве между поступлением платежей от населения и обязанностью управляющих компаний в сроки оплачивать счета снабжающих организаций подтверждает юрист.

Чёрные дыры кассовых разрывов 1Постановлением Правительства РФ №354 от 6 мая 2011 года утверждены Правила предоставления коммунальных услуг. В соответствии с ними плата за все коммунальные услуги должна начисляться ежемесячно по показаниям счётчика. Казалось бы, всё просто – посмотрели собственники в своих квартирах на циферки, заплатили по установленному тарифу, отдали денежки коммунальщикам – и спи спокойно целый месяц. Но гладко бывает, увы, только на бумаге. Идеальной картинки, нарисованной в означенных правилах, в жизни нет и быть не может по нескольким причинам. Первая – техническая. По условиям договора любой управляющей компании с ресурсоснабжающей организацией оплата должна идти по общедомовому счетчику строго каждый месяц. А вот собрать деньги с собственников на эти же цели можно только по показаниям их индивидуальных счётчиков. Очевидно, что в один день, когда снимаются показания общедомового счётчика, узнать показания всех счётчиков в квартирах невозможно. Поэтому показания индивидуальных счетчиков собираются постепенно – путём их указания в специальной графе квитанции. И для оплаты они используются только в следующем месяце. Например, показания счетчика воды за сентябрь попадут лишь в квитанцию за октябрь, а оплачены собственником будут только в ноябре, в то время как УК должна внести плату за израсходованную воду в октябре. Вот вам и кассовый разрыв. А если кто-то из собственников показания счетчика исказит или не представит – так вот вам уже не только разрыв, но и недостача…
С отоплением ещё хуже. Здесь причины накопления задолженностей УК перед тепловиками носят юридический характер. Специальным постановлением Правительства для этого вида услуг из общего правила сделано исключение: региональным властям предоставлено право в 2012 – 2014 годах выбрать для населения два способа оплаты отопления – равномерно целый год с учетом коэффициента периодичности платежа или просто по старым Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденным еще в 2006 году и формально вроде бы отмененным. Администрацией области соответствующим постановлением выбран способ оплаты по старым правилам, в соответствии с которыми оплата отопления производится по формуле, учитывающей среднемесячный объем услуги отопления по нормативу (а это означает, что плата должна вноситься круглый год). Кроме того, должна производиться корректировка (перерасчет) платы за отопление раз в год. Нормы указанных Правил являются императивными и не могут быть изменены ни собственниками, ни управляющими компаниями. А вот платить по счетам теплоснабжающей организации УК должны не так, как жильцы – усредненно, а ежемесячно по показаниям общедомового счетчика. Поэтому зимой, когда включено отопление, общедомовой счетчик «наматывает» много, а денег от населения поступает мало – по усредненному среднемесячному тарифу. Задолженность УК растет. Летом, напротив, тепла потребляется мало, а денег от населения поступает столько же. Задолженность постепенно погашается. Опять кассовый разрыв.
Говорят, закон строг, но справедлив. К сожалению, так бывает не всегда. При оплате коммунальных услуг действующие правила справедливыми никак не назовешь, поскольку даже при их строгом применении результат получается негативным. А отражается это в конечном счёте на нас – потребителях, поскольку единственным источником существования УК, оказывающихся без вины виноватыми перед ресурсо-снабжающими организациями и вынужденными из-за этого оплачивать пени и судебные издержки, являются именно деньги собственников, не потраченные на благие цели содержания нашего дома, а улетающие в порождённую чиновниками «чёрную дыру» кассовых разрывов.

В четырех квартирах на Стратилатовской,12, выходящих на один стояк, долго не было тепла. Вообще отопление в доме работало, и мы неоднократно жаловались в свою управляющую компанию «Общий дом», просили разобраться, почему у нас холодно. Обращались письменно и устно, носили заявления в прокуратуру, но дело с мертвой точки не сдвигалось.Представители управляющей компании замерили температуру в комнате. Их термометр показал 16 градусов. Чего, мол, вы еще хотите?
Пошли искать помощи у власти. Председатель  городской Думы В. В. Тимофеев в короткий срок сделал все, чтобы у нас не было проблем. Спасибо ему за понимание и человечность.
С 28 октября в наших квартирах тепло.
Галина Яковлевна Широкова, инвалид 2 гр., и соседи по стояку.

Константин ДЕМИДОВ,
депутат Думы
Великого Новгорода, юрист

Рис. Василия АЛЕКСАНДРОВА




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.