Загадка Н.Ф.Б.

07.11.2013

Не очень-то верю в распространенные театральные байки о том, что к постановкам «по Достоевскому» неравнодушны мистические силы. Но накануне премьеры спектакля «Н.Ф.Б.» на вахте служебного входа в театр драмы наблюдала, как откуда-то из глубин коридора вылетел молодой артист с залитым кровью лицом. Выяснилось, Ярослав Янковский, упражняясь с гирями, уронил одну из них себе на голову. Отправляясь в травмпункт, он несколько раз попросил: «Передайте режиссеру, я не прогуливаю репетицию, со мной произошел несчастный случай…»

Загадка Н.Ф.Б. 1Оказалось, молодой человек – исполнитель роли Парфена Рогожина в новом спектакле, который ставит режиссер из Санкт-Петербуга Искандэр Сакаев. Конечно же, наше интервью с режиссером началось с обсуждения этого печального происшествия.
– Ну, что тут скажешь? Действительно, мистика какая-то… Весь процесс подготовки спектакля проходит сложно, приходится все время что-то преодолевать.
– Вас пригласили для постановки именно «Идиота»?
– Нет, мне предложили поставить что-нибудь из Достоевского специально для ежегодного фестиваля. Но так, чтобы этот спектакль можно было «прокатывать» и после фестиваля. Я выбрал несколько произведений, в числе которых был опус «Н.Ф.Б». Это не роман «Идиот» в чистом виде, а некая «выжимка», история трех главных героев – князя Мышкина, Настасьи Филипповны и Рогожина. Меня увлекла возможность взять людей в экстремальных обстоятельствах и посмотреть на них с разных ракурсов. В свое время начинал эту работу в Александринском театре в Петербурге. Но проект был «заморожен». Поэтому, когда появилась возможность сделать спекталь в Новгороде, с интересом за него взялся.
– Актеров подбирали сами?
– Мне предложили несколько кандидатур из труппы театра, я провел кастинг… Подходящих актеров не так уж много. Героям-то Достоевского по 26-27 лет…
– Хорошо, что в труппу пришли молодые актеры.
– Да. Хуже, если бы пришлось «тащить» концептуальные вещи от того, что артист уже не в том возрасте, не в той форме. И лихорадочно оправдывать, почему вдруг такое прочтение. Кроме того, необходимость «молодой крови» продиктована еще и тем, что старшему поколению актеров трудно отказаться от привычных наработок. Не штампов, нет, а некоего актерского запаса. Отринуть представление того, какой должен быть Достоевский, – очень трудно. А у нас  Достоевский – это попытка другого взляда. Именно попытка, потому что уж столько интерпретаций было! От фильма Куросавы до постановок Вайды, где Настасью Филипповну играл мужчина, актер театра Кабуки.
– Ну, у вас тоже Рогожин будет теперь с раной во лбу…
– А  Настасья Филипповна в костюме медсестры…
– Правда?!
– Правда. Но это больше стилизация. Роман очень пластичен и он вне времени. Мучительные взаимоотношения героев – они вечные, как любовный треугольник Арлекино, Коломбина и Пьеро. Формы разные, уровень отношений другой. Но тема одна. Так сошлось. Роковое  стечение обстоятельств, они оказались в одном месте. В одно время. Плюс формалистский режиссер, который не особенно любит копаться в кишках актера, а любит выстраивать действие.
– Молодые актеры справились?
– Они должны справиться. В силу близости проблем и понятий тех персонажей, которые есть в романе. Но они все-таки начинающие актеры: Мышкина играет Ян Цыбульский, Рогожина – Ярослав Янковский, Настасью Филипповну – Анна Кондрашина, актриса более опытная, прошедшая школу профессиональных театров. Конечно, для актеров такие роли большой подарок в жизни. И огромный творческий аванс – который еще надо отработать.

Фото с сайта: www.kino-teatr.ruИскандэр Сакаев – режиссер, актер театра и кино, сценарист. Работал на ГТРК «Башкорто-стан» (радиоспектакли по русской и национальной классике). 2001 г. – спектакль по воспоминаниям Сергея Рахманинова «Последний концерт господина R», принимал участие в постановке пьесы В. Жеребцова «Потомок». В мае 2005 года выпустил документальный фильм «Дожить до Победы», посвященный судьбе Вали Бикташева, бывшего узника фашистского концлагеря Дахау.
С августа 2005 года – режиссер Российского государственного академического театра драмы им. А.С. Пушкина (Александринского). Был ассистентом режиссера на спектаклях «Эдип-царь» Софокла, «Живой труп» Л.Н. Толстого, «Чайка» А.П. Чехова. В 2007 году на малой сцене Александринского театра выпустил спектакль «Цветы для Чарли» по роману Дэниела Киза «Цветы для Элджернона». С 2009 года – свободный художник.

Светлана КАЛАШНИКОВА
Ольга ОСИПОВА (фото)



Читайте также


Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.