Загадка Н.Ф.Б.
Не очень-то верю в распространенные театральные байки о том, что к постановкам «по Достоевскому» неравнодушны мистические силы. Но накануне премьеры спектакля «Н.Ф.Б.» на вахте служебного входа в театр драмы наблюдала, как откуда-то из глубин коридора вылетел молодой артист с залитым кровью лицом. Выяснилось, Ярослав Янковский, упражняясь с гирями, уронил одну из них себе на голову. Отправляясь в травмпункт, он несколько раз попросил: «Передайте режиссеру, я не прогуливаю репетицию, со мной произошел несчастный случай…»
Оказалось, молодой человек – исполнитель роли Парфена Рогожина в новом спектакле, который ставит режиссер из Санкт-Петербуга Искандэр Сакаев. Конечно же, наше интервью с режиссером началось с обсуждения этого печального происшествия.
– Ну, что тут скажешь? Действительно, мистика какая-то… Весь процесс подготовки спектакля проходит сложно, приходится все время что-то преодолевать.
– Вас пригласили для постановки именно «Идиота»?
– Нет, мне предложили поставить что-нибудь из Достоевского специально для ежегодного фестиваля. Но так, чтобы этот спектакль можно было «прокатывать» и после фестиваля. Я выбрал несколько произведений, в числе которых был опус «Н.Ф.Б». Это не роман «Идиот» в чистом виде, а некая «выжимка», история трех главных героев – князя Мышкина, Настасьи Филипповны и Рогожина. Меня увлекла возможность взять людей в экстремальных обстоятельствах и посмотреть на них с разных ракурсов. В свое время начинал эту работу в Александринском театре в Петербурге. Но проект был «заморожен». Поэтому, когда появилась возможность сделать спекталь в Новгороде, с интересом за него взялся.
– Актеров подбирали сами?
– Мне предложили несколько кандидатур из труппы театра, я провел кастинг… Подходящих актеров не так уж много. Героям-то Достоевского по 26-27 лет…
– Хорошо, что в труппу пришли молодые актеры.
– Да. Хуже, если бы пришлось «тащить» концептуальные вещи от того, что артист уже не в том возрасте, не в той форме. И лихорадочно оправдывать, почему вдруг такое прочтение. Кроме того, необходимость «молодой крови» продиктована еще и тем, что старшему поколению актеров трудно отказаться от привычных наработок. Не штампов, нет, а некоего актерского запаса. Отринуть представление того, какой должен быть Достоевский, – очень трудно. А у нас Достоевский – это попытка другого взляда. Именно попытка, потому что уж столько интерпретаций было! От фильма Куросавы до постановок Вайды, где Настасью Филипповну играл мужчина, актер театра Кабуки.
– Ну, у вас тоже Рогожин будет теперь с раной во лбу…
– А Настасья Филипповна в костюме медсестры…
– Правда?!
– Правда. Но это больше стилизация. Роман очень пластичен и он вне времени. Мучительные взаимоотношения героев – они вечные, как любовный треугольник Арлекино, Коломбина и Пьеро. Формы разные, уровень отношений другой. Но тема одна. Так сошлось. Роковое стечение обстоятельств, они оказались в одном месте. В одно время. Плюс формалистский режиссер, который не особенно любит копаться в кишках актера, а любит выстраивать действие.
– Молодые актеры справились?
– Они должны справиться. В силу близости проблем и понятий тех персонажей, которые есть в романе. Но они все-таки начинающие актеры: Мышкина играет Ян Цыбульский, Рогожина – Ярослав Янковский, Настасью Филипповну – Анна Кондрашина, актриса более опытная, прошедшая школу профессиональных театров. Конечно, для актеров такие роли большой подарок в жизни. И огромный творческий аванс – который еще надо отработать.
Искандэр Сакаев – режиссер, актер театра и кино, сценарист. Работал на ГТРК «Башкорто-стан» (радиоспектакли по русской и национальной классике). 2001 г. – спектакль по воспоминаниям Сергея Рахманинова «Последний концерт господина R», принимал участие в постановке пьесы В. Жеребцова «Потомок». В мае 2005 года выпустил документальный фильм «Дожить до Победы», посвященный судьбе Вали Бикташева, бывшего узника фашистского концлагеря Дахау.
С августа 2005 года – режиссер Российского государственного академического театра драмы им. А.С. Пушкина (Александринского). Был ассистентом режиссера на спектаклях «Эдип-царь» Софокла, «Живой труп» Л.Н. Толстого, «Чайка» А.П. Чехова. В 2007 году на малой сцене Александринского театра выпустил спектакль «Цветы для Чарли» по роману Дэниела Киза «Цветы для Элджернона». С 2009 года – свободный художник.
Светлана КАЛАШНИКОВА
Ольга ОСИПОВА (фото)