Куда пойдёт троллейбус?
Вопрос об исключении из программы приватизации муниципального имущества на 2013 год 100% акций ОАО «Троллейбусное депо» стал ключевым на очередном заседании Думы Великого Новгорода.
Предложения внесли депутаты Алексей Чернов и Григорий Поплавский. По их словам, основанием послужили итоги проверки, проведённой контрольно-счётной палатой города. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия показал, что «Троллейбусное депо» находится в предбанкротном состоянии. Его задолженность во внебюджетные фонды эквивалентна семимесячным начислениям взносов, долги перед энергетиками составляют полугодовой объем электропотребления.
«В 2013 году ОАО «ТД» из бюджета города предоставлена субсидия в сумме 6 млн руб., что позволило снизить чистые убытки предприятия по состоянию на 30 июня 2013 года до 25 млн руб. Кроме того, достигнутая договоренность с МУП «ПАТ-2» о выделении предприятию беспроцентного кредита в сумме 20 млн руб. позволит покрывать убытки ОАО «ТД» еще некоторое время. Вместе с тем, само по себе предоставление подобного кредита является неэффективным расходованием средств, так как направление кредитных ресурсов на «проедание», а не на инвестиции лишает оба предприятия возможности в перспективе улучшить свое финансовое состояние», – говорится в отчете контрольно-счетной палаты. Вывод, озвученный депутатами на заседании Думы: предприятие не имеет на сегодняшний день инвестиционной привлекательности. Возникают объективные основания полагать, что после приватизации имущество не будет использоваться для перевозок пассажиров, засомневались они.
Вопрос о тяжелом финансовом состоянии троллейбусного депо поднимался неоднократно. Наша газета подробно писала об этом еще в августе 2012 года («Куда идет троллейбус?» – «Новгород», 23 августа 2012 года). Администрация города начала поиск инвесторов, и в августе нынешнего года предыдущий состав Думы принял решение о продаже 100% пакета акций потенциальному инвестору из Вологды.
Нынешняя Дума решила не спешить, депутаты буквально забросали представителей мэрии вопросами. Елена Михайлова поинтересовалась: почему не был объявлен конкурс на кризисного управляющего, раз уж предприятие находится в предбанкротном состоянии? Ее поддержал Андрей Ломанов, предложивший такой конкурс объявить. Владимир Данилов настаивал на независимом аудите основных фондов ОАО, поскольку считает, что стоимость имущества (легшего в величину уставного капитала ОАО) явно занижена. Владимир Богомолов обвинил администрацию города в бездействии по выводу предприятия из кризиса.
Ответ держал первый вице-мэр Антон Земляк. Он объяснил, что эти вопросы уже не раз прорабатывались, мэрия рассматривала разные варианты. «Мы ни в коей мере не позволим отказаться от такого вида экологичного транспорта, как троллейбусы. Мы намерены не только сохранить депо, но и развивать его дальше, – сказал Земляк. – Но для того, чтобы вывести предприятие из кризиса, нужны деньги – от 300 до 500 млн руб. И чем скорее, тем лучше, так как долги депо растут каждый месяц».
Антон Васильевич призвал депутатов подумать и не отказываться полностью от продажи акций, а рассмотреть вариант продажи 49%. При этом контрольный пакет – 51% останется у муниципалитета.
Антона Земляка поддержали Сергей Золотарев, Владимир Еремин, Дмитрий Трофимов. А председатель постоянной думской комиссии по экономике и бюджету Илья Костусенко призвал коллег не затягивать процесс. «Да, мне тоже не нравится идея продажи 100% акций депо, – сказал он. – Но туда нужно вкладывать деньги, другого выхода нет. Если не будет инвесторов, придется выделять средства из городского бюджета, который и так без конца секвестируется. Поэтому предлагаю собрать внеочередное заседание Думы, на котором рассмотреть вопрос о продаже 49% акций».
Большинством голосов депутаты утвердили это решение.
Из других вопросов повестки дня были рассмотрены изменения в бюджет нынешнего года, решение о создании дорожного муниципального фонда (в первом чтении), поправки в Устав Великого Новгорода, прошедшие процедуру публичных слушаний. В их числе – возможность избрания нескольких заместителей председателя городской Думы.
Светлана КАЛАШНИКОВА
Алексей МАЛЬЧУК (фото)