Матрёшка, Рюрик и купец Замешин

14.11.2013

Живущие рядом с историческим холмом люди не понимают, почему ради представления туристам нашей древней истории надо уничтожать историю недавнюю, свидетельства жизни их родителей и дедов?

Матрёшка, Рюрик и купец Замешин 1Общественные слушания по проекту проведения реставрационных работ с консервацией руин церкви Благовещения на Рюриковом Городище и благоустройства прилегающей к ней территории показали: создание близ города «туристической Мекки» по-прежнему вызывает у новгородцев много вопросов.

Проект реставрации и консервации собственно руин церкви Благовещения (его представил главный архитектор проекта Виктор Попов, ООО «Малое архитектурно-реставрационное товарищество») вопросов не вызвал.
Храм, построенный в 1103 году князем Мстиславом, за долгие века перенес многое – был разрушен и перестроен в 1343 году, потом еще раз перестроен в XVIII веке и разрушен в середине ХХ века, в Великую Отечественную войну. Воссоздавать церковь в облике конца XVIII века, говорит архитектор, нецелесообразно – она была утилитарна, неинтересна, а в облике XIV века – невозможно, потому как знания о том, каким был храм в те годы, фрагментарны. Авторский коллектив проекта предложил сделать своеобразную историческую «матрешку»: в законсервированных и частично реконструированных руинах церкви XIV века можно будет посмотреть остатки храма XII века. Они будут располагаться ниже уровня пола XIV века, и туристы смогут обозревать их с переходов. Часть остатков храма XII века расположена вне стен XIV века, они тоже будут исследованы и открыты для показа.
Проектом предусмотрена прозрачная крыша над пространством храма XIV века, помосты для входа в церковь и осмотра, подъемник для маломобильных групп населения.
Дебаты на слушаниях развернулись по поводу состояния прилегающей территории. Прежде всего собравшихся беспокоила судьба примыкающего к руинам церкви сельского кладбища.
– Мои предки жили на Городище со времен Петра I. Мои бабушка и дедушка венчались в этой церкви, они покоятся на этом кладбище. Что будет с погостом? – задает вопрос одна из участниц слушаний. – Вы уже совершили акт вандализма, – обращается она к организаторам слушаний, – сровняли с землей могилу лесозаводчика, купца Замешина, который в свое время давал работу всему Городищу.
Заведующая отделом Новгородского музея-заповедника Ольга Соболева объясняет, что могила Замешина располагалась на фундаменте реставрируемой церкви, и поэтому захоронение потребовалось перенести. В 2011 году останки купца и его семьи были эксгумированы и перезахоронены на Западном кладбище города. Это объяснение вызывает шум в зале («Не было никакой эксгумации!»).
Действительно, не понятно, почему могила уважаемого в этих местах человека была перенесена так далеко и без обсуждения с местными жителями.
В ходе слушаний выясняется также, что городищенское кладбище сегодня нигде не значится. Земля принадлежит городу, но в списке шести городских кладбищ нет погоста на Городище, говорит Юлия Ездакова, начальник отдела благоустройства городского комитета по управлению ЖКХ.
Участники слушаний говорят о необходимости оградить захоронения возле руин, задают вопрос о месте нового погоста, просят вернуть статус кладбища.
Заместитель гендиректора Новгородского музея-заповедника Владимир Волков обещает: при проведении работ на руинах церкви и благоустройстве территории захоронения не будут потревожены, вопрос с ограждением кладбища решается.
Глава Волотовского сельского поселения Александра Старикова напоминает пункты трехстороннего соглашения от 2008 года о передаче земель городу. Согласно этому документу, говорит она,  администрация Великого Новгорода брала на себя обязательства определить порядок использования существующего кладбища на землях историко-культурного назначения Рюрикова Городища, а также рассмотреть возможность строительства и проектирования нового кладбища на территории сельского поселения в рамках проекта реконструкции Городища или за счет других источников финансирования.
Пришедшие на слушания также выражали недоумение нивелированием железнодорожной насыпи, построенной в 1916-1917 годы, возмущались варварским отношением к старому китайскому кладбищу (на строительстве той железной дороги было занято много китайских рабочих). Кстати, рассказ о строительстве той дороги тоже мог бы стать интересным туристическим маршрутом. В нашей истории был не только Рюрик.
«Мы в Городище выросли, мы здесь живем, мы лучше знаем эти места. Почему вы с нами не советуетесь?» – этот вопрос звучал рефреном во всех выступлениях.

Людмила СОКОЛОВА
Анна БОЧАРОВА (фото)




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.