Порог преодолеть

05.12.2013

Когда задаешь вопросы о проблемах доступности среды для  маломобильных горожан, все отвечающие в один голос говорят: «Надо менять сознание людей». И никто не знает – как.

Давайте просто послушаем двух новгородцев, передвигающихся на инвалидных колясках, – как им живется в нашем общем городе?

Артур Петров: «Почему вход для инвалидов - колясочников с пандусом, если он есть, – чаще всего где-нибудь сбоку, сзади? Мы такие же люди!».Артур ПЕТРОВ, 42 года. В восемнадцать лет перед призывом в армию получил травму при аварии на мотоцикле, стал инвалидом. Закончил юрфак НовГУ:
– Доступная среда начинается с выхода из дома. Я живу на первом этаже. Семь ступенек от площадки до улицы. Спуститься еще можно – спрыгну. А подняться? Друзья сделали откидной пандус, но он был тяжелый, пришлось убрать. В Москве, в Питере город ребятам выделяет электрические наклонные подъемники. …Да, пандус надо еще согласовать со всеми жильцами – не будут ли они против.
Куда можно заехать на коляске? В новые отделения Сбербанка – там хорошие пандусы, нет порожков. В современные гипермаркеты – «Магнит» на Державина и Кочетова, «Лента». Но заехал в универсам «Семья» на Корсунова – на улице есть пандус, а внутри – лестница! И для чего делали?
Гипермаркет на Щусева – там наклонный подъемник, но он такой громоздкий, и чтобы им воспользоваться, надо вызвать охранника. Зачем закупать такие? Спросили бы у нас, в ВОИ совета.
Наши учебные заведения не оборудованы для инвалидов. Когда учился в НовГУ, ребята меня на 4 этаж, где юрфак, на руках поднимали.
В театр, филармонию нельзя попасть. Или открывают какие-то задние входы. Типа, да мы вам поможем. Не хочется с заднего хода! Мы такие же люди.
В музее не был много лет. Последний раз, наверно, когда приезжали иностранцы и нас поднимали, таскали с колясками, это был 1993 год.
Заказываю товары по интернету, но на почту попасть – проблема. Даже на главпочтамте на Дворцовой нет нормального пандуса.
В парикмахерскую уже много лет езжу только на Мерецкова-Волосова – там есть парикмахерская на первом этаже, никаких ступенек и порожков. Раньше была какая-то ступенька – теперь, молодцы, все сделали вровень с тротуаром.
Пойти в тренажерный зал? Во-первых, забито все, тренажер на тренажере, нет пространства для колясок. Во-вторых, как попасть? Говорят: приезжайте, у нас ребята атлеты, помогут. Но это же всегда нужно просить: вытащите, погрузите.
Когда с американцами общался, они рассказывали, как создавали свою доступную среду. Едут вечером по городу, захотели зайти в бар, а подъемника – нет. «Где управляющий? По закону подъемник должен быть. Даем неделю срока». Приезжают через неделю – сделано. Потому что за нарушение закона большие штрафы. У нас закон тоже есть…
А отношение людей… Места для парковки ближе к входу в различные учреждения, магазины, предназначенные для инвалидов, всегда заняты транспортом здоровых граждан. Им «тяжело и далеко» идти или катить тележку. Люди совершенно не думают, что для кого-то эти метры имеют гораздо большее значение.
То же самое творится во дворах. Приехал домой позже обычного – твое место ближе к подъезду занято. Приходится искать, куда бы приткнуть свой автомобиль, чтобы выйти, не повредив коляской вплотную припаркованные машины.
Никто не застрахован от несчастного случая, и любой может оказаться в подобном положении. Давайте уважать друг друга, и тогда, может, жизнь станет другой, и люди начнут улыбаться.
Катя Захарова: «Я не знаю в городе мест отдыха, куда бы я могла пойти самостоятельно, не задумываясь о том, что нужен человек, который помог бы мне с инвалидной коляской».Екатерина ЗАХАРОВА, 28 лет. Член труппы театра «Жест»:
– На репетицию добираюсь на такси. И не всегда водители адекватно относятся к тому, что я села в машину. В любом случае нужен человек, который бы помог. Водители не выходят и не берут коляски. Потому что багажник надо открыть, какие-то другие вопросы возникают.
Третья поликлиника. Хороший пандус, но постоянно закрыт вход. Значит, нужен человек, который бы со мной поднялся и попросил открыть этот вход. Только тогда я смогу въехать на коляске. Выходишь – та же процедура.
Еще ситуация. Мой брат купил квартиру в строящемся доме. Да, пандус есть. Но он ведет только в подъезд, а там – пять ступенек и нет возможности заехать на коляске. Да, в этом доме, может быть, не живет ни одного колясочника. Но я же буду приезжать к брату! Дом новый, и, наверно, можно было сделать проект, в котором предусмотрены и лестница, и пандус. Это забота не только об инвалидах – о молодых мамах с колясками тоже. Молодая женщина не должна таскать на себе коляски!
Я считаю, у нас все делается для галочки. Например, мне нравится кафе. Там есть кнопочка для вызова. Но перед ней – две ступеньки. Как человек на коляске может подобраться к этой кнопке и ее нажать?
Мне помогают родители, раньше помогал муж. Но хочется жить так, чтобы не было постоянной нужды в чьей-то помощи. Человеку в коляске, который ведет активный образ жизни, достаточно создать среду, чтобы он мог передвигаться сам.
В Германии, где мы были с театром, ездили по всему городку и даже не задумывались о том, что нам нужен сопровождающий. Нигде! Главное, иметь сильные руки и не бояться открытого пространства.
После этого разговора я, как и многие, стала видеть ступеньки, пороги и порожки, узкие двери, которые открываются на себя, бордюры на тротуарах… Как их много, оказывается! Не жизнь – одни барьеры.
…Вы задумались? Значит, есть надежда.

Людмила СОКОЛОВА
Анна БОЧАРОВА (фото)




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.