Как метёт веник?

26.12.2013

Научить обслуживать себя, помогать по дому – трудовое воспитание или эксплуатация ребенка? Казалось бы, простой вопрос, но порой он вгоняет в ступор родителей в приемных семьях.

Как метёт веник? 1В начале декабря на «круглом столе», проводимом Уполномоченным по правам ребенка в Новгородской области Еленой Филинковой, обсуждался вопрос о необходимости организации общественно-полезного труда детей в школах, организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Тема была выбрана не случайно. Некоторые нормы российского законодательства запрещают привлечение несовершеннолетних без согласия их законных представителей к труду, не предусмотренному образовательной программой.

Казалось бы, каждому человеку, воспитавшему или воспитывающему хотя бы одного ребенка, понятно, что общественно-полезный труд организовывается не только в интересах школьного коллектива, но и в интересах каждого ученика. К сожалению, не всегда очевидное принимается родителями. Поэтому постепенно становится модным мусорить на улицах (ведь есть же службы, которые потом уберут), пачкать фасады школы: я же не буду это отмывать – родители не позволят.
Возможно, поэтому в городской комитет по опеке и попечительству иногда поступают звонки  с жалобами на «приемных родителей», воспитывающих не только родных, но и «чужих», «государственных», детей. Суть жалоб, как правило, сводится к одному: «понабрали чужих детей и теперь их эксплуатируют». Что же делают эти «эксплуататоры»? Оказывается, заставляют детей работать по дому и на земельном участке. К сожалению, говорят сотрудники комитета, практически невозможно объяснить «заявителю», что именно в семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия, сопричастности к заботам семьи, проявления заботы о близких людях.
С приемной семьей Трифановых мы встретились во время благотворительной акции в центральной городской библиотеке им Д.М.Балашова. Там проходил концерт хора преподавателей и сотрудников университета «Ренессанс», и все вырученные от концерта деньги направлялись на счет фонда «Чужих детей не бывает». В акции участвовали трое приемных детей Трифановых. Они сделали елочные игрушки, рождественских ангелов, смайлики четырех темпераментов, свисток из глины (отгоняет злых духов), вложив в поделки и труд, и частичку души.
– Труд детей – это, прежде всего, учеба, – делится взглядами на трудовое воспитание Татьяна Михайловна. – Чтобы поднять их интеллект, я отправила детей на занятия музыкой. Сразу дела и в школе пошли: алфавит лучше запоминали, таблицу умножения. Детей надо приучать к порядку, к культуре. Когда мы по гранту ездили в Турцию, то своим трудом зарабатывали билеты в Аквапарк, в дельфинарий. Договаривались убирать их территории (дайте нам только мешки-перчатки), а в качестве оплаты – получали билеты. И знаете, никаких вопросов по поводу эксплуатации детского труда у работодателей не возникало, и ребята трудились с удовольствием.
Семья Трифановых (19 приемных детей) создана 11 июня 1999 года. Сейчас у Татьяны Михайловны 7 приемных детей, уже «третье поколение», первые два выросли, ушли во взрослую жизнь.
Труд в семье в почете, а потому даже самые «неумёхи» очень скоро становятся первыми мамиными помощниками. Пример тому – недавний случай, когда 15-летняя девочка, переданная из госучреждения (у нее проблемы со здоровьем), сама даже мыться не умела, а теперь и картошку знает, как чистить, и суп варить. «Потому что воспитателям некогда ждать, когда ребенок долго и неумело себя мочалкой вымоет, им легче самим ее помыть, быстрее, – поясняет Трифанова. – Или подметали вдвоем дорожку, я отвернулась, а она уже растерялась, куда мести мусор не знает».
Когда у Трифановых был дом в деревне и огород, ребята пололи сорняки с 10 до 12 часов, по полгрядки на каждого. А один из детей, Коля, справлялся с работой за 30 минут и уезжал кататься на велосипеде, другие могли возиться со своей «полгрядкой» и 3 часа. Но все равно приемная мать добивалась, чтобы дети умели и сажать, и полоть, и варить. Потому что уверена: социализации без труда не бывает.
Татьяна Михайловна вспоминает, что поначалу приемные семьи задумывались как временные и нужно было работать с кровными родителями. Она так и делала, надеясь, что обещания кровных родителей сбудутся, что пройдет в их жизни «трудный период» и они сделают все, чтобы вернуть себе детей. Увы. Из всех 19 ее приемных детей только одного ребенка взял родной дедушка. Под опеку. При этом  долго сомневался: сейчас брать к себе или пусть в приемной семье лет пять поживет?
А Татьяна Трифанова – председатель общественной  организации приемных семей «Новая семья» — продолжает готовить детей-сирот к будущей полноценной семейной жизни. Чтобы они знали, как чай заваривать, комнату прибирать, картошку чистить, белье стирать… Разве составишь справочник на все случаи жизни? Просто мама скажет: «Делай, как я». И ребенок постарается повторить. В их общественной организации родители уверены в этом.
Сейчас в Великом Новгороде 100 приемных семей и 500 опекунских. С 1 января 2014 года статус приемных многодетных семей приравнен к многодетным кровным. Возможно, что это повлияет на повышение имиджа приемных семей и число воспитанников в детских домах и интернатах уменьшится. Дети так хотят жить дома!

В соответствии с Конвенцией МОТ от 28.06.1930 №29 «Относительно принудительного или обязательного труда» (ратифицирована  Указом Президиума Верховного Совета СССР от 04.06.1956), запрещающей принудительный или обязательный труд во всех его формах (т.е. всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, и для которой это лицо не предложило добровольно свои услуги, – п.1 ст.1, п.1 ст.2), мелкие работы общинного характера, выполняемые для прямой пользы коллектива членами данного коллектива, которые могут считаться обычными гражданскими обязанностями, не подпадают под понятие принудительного или обязательного труда (пп. «е» п.2 ст.2).
Таким образом, понятие принудительного труда не может применяться к выполнению несовершеннолетними повседневных домашних обязанностей и действий по самообслуживанию, а также к трудовому воспитанию несовершеннолетних в образовательных учреждениях и дисциплинарным мерам воздействия. Перечисленные виды деятельности, напротив, осуществляются в интересах детей, т.к. позволяют реализовать их право на здоровое развитие, гарантированное Конвенцией о правах ребенка 1989г. и российским законодательством.

Антонина СМИРНОВА
Анна БОЧАРОВА (фото)




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.