Возвращение из забвения

09.01.2014

Имя нашего земляка композитора Антония Аренского носят областная филармония и музыкальная школа. Но многие ли новгородцы знают, чем именно славен прекрасный музыкант?

В Сочи живёт композитор Пётр Сергеевич Белый, которому Великий Новгород и вся Россия обязаны реабилитацией нашего земляка – композитора, пианиста, дирижёра, педагога и музыкально-общественного деятеля Антония Степановича Аренского.

Произведения Аренского, создававшиеся в 80-90-х годах позапрошлого столетия и начале прошлого века, пользовались при жизни композитора необычайной популярностью. Но когда болевший чахоткой (туберкулёзом лёгких) Антоний Степанович умер в 1906 году, то практически сразу же был забыт. «Помогли» в этом и события первой русской революции 1905-1907 годов, и разгоревшаяся русско-японская война. «Когда говорят пушки, музы молчат».
Пушки смолкли на время, а затем события Февральской и Октябрьской революций 1917 года и Гражданской войны надолго отодвинули музыку Аренского от соотечественников. В новой России и СССР она оказалась неактуальной, не отвечавшей новым политическим установкам, хотя её художественные достоинства не подвергались сомнению. Постепенно, и сначала на Западе, пришло осознание необходимости музыки Аренского нашему времени, и в этом выдающуюся роль сыграл Петр Белый. Побывав в Великом Новгороде в 2011 году, он сделал вывод, что «Аренскому повезло с местом рождения». Сегодня об этом в нашем городе напоминают детская музыкальная школа и филармония, носящие имя композитора, а также экспозиции в двух музеях.
А совсем недавно, 12 ноября, в филармонии был установлен бюст композитора. Его автор — оренбургский скульптор, заслуженный художник России Надежда Петина. На имя директора филармонии пришло поздравление: «Уважаемый Александр Алексеевич! Поздравляю Вас, филармонию и всех патриотов-новгородцев с открытием в Новгородской областной филармонии бюста Антония Степановича Аренского – великого сына Новгородской земли, композитора, во многих отношениях не имеющего себе равных.
Это событие – большая радость и лично для меня, отдавшего годы жизни постижению и изучению музыки А.С.Аренского. Пётр Белый».
Именно сочинский музыкант не побоялся в своё время назвать А.С.Аренского гением. И возражающих не нашёл. Да и трудно возразить, если, обучаясь в Петербургской консерватории, Аренский слыл самым одарённым юношей, который мог легко импровизировать в музыке и стихах, владел прозой, умел рисовать. И завершил учёбу в 1882 году блестяще, с золотой медалью.
В Московской консерватории, куда молодой композитор в том же году был приглашён преподавателем, он воспитал плеяду выдающихся музыкантов. Среди них А.Ф.Гедике, Р.М.Глиэр, А.Б.Гольденвейзер, К.Н.Игумнов, С. М. Майкапар, А. Н. Скрябин, С.В. Рахманинов – имена, много говорящие нескольким поколениям учеников российских (и не только!) детских музыкальных школ, студентов музыкальных училищ и консерваторий. А по поводу последнего из учеников Аренского разговор особый. За него русские и зарубежные музыканты должны до земли поклониться Антонию Степановичу как учителю великого Рахманинова.
Занимаясь преподавательской деятельностью, Аренский успел написать несколько учебников для студентов, а, кроме того, с 1888 года дирижировал концертами Русского хорового общества. Активным было и творчество этого периода: за двенадцать лет московской жизни были созданы оперы «Сон на Волге» и «Рафаэль», две симфонии, два смычковых квартета, трио для скрипки, виолончели и фортепиано, три сюиты для двух фортепиано в четыре руки, множество фортепианных миниатюр, романсов, хоры… Такой плодовитости и разнообразию жанров мог бы позавидовать сам Моцарт! Но как грозный и неумолимый рок – неизлечимая болезнь. Что же это? Коварство судьбы? А ведь не так уж и давно она была к нему более чем благосклонна.
Третий ребёнок в дружной семье старшего врача новгородского Приказа общественного призрения Степана Матвеевича Аренского  родился 12 августа (нового стиля) 1861 года. Мальчик рос в благоприятной культурной атмосфере. Дети занимались дома музыкой, рисованием, пробовали силы в литературе, ставили спектакли. Степан Матвеевич не только лечил больных и заботился о них, но находил время регулярно играть то на флейте, то на виолончели, то на скрипке или фисгармонии. Самые большие праздники в доме – когда приходят гости и устраиваются концерты. Тут уж обязательно играет и хозяйка, Надежда Антиповна, слывшая прекрасной пианисткой. Она принадлежала к примечательному театрально-литературному роду Потехиных и традиции своей семьи перенесла в новую.
Естественно, мама была первой учительницей музыки у своих детей. Однако её преподавательского умения хватило лишь на старших – Марию и Григория. Антоша, начавший заниматься музыкой довольно поздно, семи лет, так стремительно развивался, что обогнал сестру и брата. Интересные факты новгородского периода жизни Антона Аренского содержатся в письме Степана Матвеевича музыковеду М.О.Петухову: «…8-и лет он уже аккомпанировал публично при исполнении (на виолончели) Серенады, игранной отцом…». По нашим предположениям, концертный дебют Антоши мог состояться только в зале Дворянского собрания. Залы в Новгороде того времени были ещё в Духовной семинарии и в Мужской гимназии. Но светские концерты в Семинарии были невозможны по определению, а к Гимназии ни папа, ни сын отношения в то время не имели.
«…9-и лет, – продолжает Степан Матвеевич, – он [Антон. – В. Д.] написал квартет для фортепиано, скрипки, флейты и виолончели, – в таком составе, в каком ему приходилось слышать чаще на вечерах в доме родителей». И далее ещё одно свидетельство необычайной одарённости сына: «…10-и лет он написал хоровую песню для концерта в пользу гимназистов». К сожалению, ни одного из произведений Антона Аренского новгородского периода не сохранилось.
Поняв, что имеют дело с выдающимися музыкальными способностями, родители решились на переезд в Петербург. Антону в это время одиннадцать лет. Его ждут первоклассные учителя, заботливые коллеги, а позже, в Москве, – триумфы, слава, талантливые ученики.
В короткой жизни музыканта, а он не дожил до сорока пяти лет, было немало интересного. Во-первых, Антоний Степанович носил явно нерусскую и как будто «цирковую» фамилию. Однако это не так. Скорее всего, она духовного происхождения. По-видимому, в XVIII веке, в одной из духовных семинарий (Новгородской, Петербургской, Киевской или какой-нибудь другой) учился далёкий предок композитора, носивший скромную русскую фамилию Песков. В соответствии с традициями того времени, пришедшими к нам из католической Польши через православную Украину, выпускникам семинарии с обычными крестьянскими фамилиями, выдававшими их «низкое» происхождение, присваивались благозвучные, «благородные» фамилии, оканчивающиеся большей частью на «ский». Производили их по-разному. В нашем случае руководство семинарии перевело русское слово «песок» на латынь («арена») и добавило соответствующие суффикс и окончание. Так, в честь первых христиан, казнённых во втором веке на арене римского Колизея, и получил свою фамилию основатель рода Аренских.
С московским периодом жизни Антония Степановича связана одна драматическая история. Известно, что Пётр Ильич Чайковский высоко ценил дарование молодого композитора и оказывал ему всемерную поддержку. Желая сделать приятное своему кумиру, только что женившийся двадцатипятилетний Аренский решил посвятить ему своё очередное произведение. Он написал симфоническую Фантазию «Маргарита Готье» на сюжет популярного в то время романа А.Дюма-сына «Дама с камелиями». Прежде чем обозначить посвящение, нужно узнать, понравится ли музыка Чайковскому. Аренский послал ему партитуру произведения с просьбой дать отзыв. Прошёл месяц, ещё один – ответа нет. Аренский пишет письмо Чайковскому и спрашивает, получил ли тот ноты. Ответ положительный. Аренский ждёт ещё месяц и, не получив ответа, пишет новое письмо, полное обиды и упрёков. Чайковский вынужден, наконец, сообщить Аренскому своё отрицательное мнение о произведении. Он находит его неудачным во всех отношениях, включая сюжет. Неблагоприятный отзыв «самого Чайковского» тяжело ранит хрупкую нервную организацию легковозбудимого Аренского: он попадает в больницу для душевнобольных в Казани. Затем его перевозят в Москву. Несколько месяцев длится лечение, не оставив, к счастью, никаких негативных последствий.
Возвратившись к нормальной жизни, Антоний Степанович с прежней энергией продолжает сочинять музыку, преподавать и выступать с концертами в качестве пианиста и дирижёра в России и за рубежом. Повсюду его сопровождает шумный успех.
В 1895 году Аренского приглашают занять должность управляющего Придворной певческой капеллой, и он вновь оказывается в Петербурге, в близком окружении последнего российского императора. Обременительные обязанности руководителя Капеллы не оставляют времени для творчества , а болезнь прогрессирует. В 1901 году Антоний Степанович вынужден подать прошение об отставке. Канцелярия императорского двора удовлетворяет его просьбу и назначает пенсию в размере 6000 рублей в год.
В последние пять лет жизни, приговорённый врачами к скорой смерти, Аренский  пытается противостоять ей гастрольными поездками, лихорадочной творческой работой и активным лечением. Однако безуспешно. 25 февраля (нового стиля) 1906 года он умирает на даче рядом с туберкулёзным санаторием «Питке Ярви» (озеро Долгое) в районе Териоки (Финляндия, нынешний Зеленогорск). Похоронили Антония Степановича в Александро-Невской лавре в Петербурге. В настоящее время его могила – место паломничества новгородских музыкантов.

Валерий ДЕМИДОВ, заведующий музеем
А.С.Аренского, А.К.Лядова, С.В.Рахманинова



Читайте также


Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.