Возвращение из забвения
Имя нашего земляка композитора Антония Аренского носят областная филармония и музыкальная школа. Но многие ли новгородцы знают, чем именно славен прекрасный музыкант?
В Сочи живёт композитор Пётр Сергеевич Белый, которому Великий Новгород и вся Россия обязаны реабилитацией нашего земляка – композитора, пианиста, дирижёра, педагога и музыкально-общественного деятеля Антония Степановича Аренского.
Произведения Аренского, создававшиеся в 80-90-х годах позапрошлого столетия и начале прошлого века, пользовались при жизни композитора необычайной популярностью. Но когда болевший чахоткой (туберкулёзом лёгких) Антоний Степанович умер в 1906 году, то практически сразу же был забыт. «Помогли» в этом и события первой русской революции 1905-1907 годов, и разгоревшаяся русско-японская война. «Когда говорят пушки, музы молчат».
Пушки смолкли на время, а затем события Февральской и Октябрьской революций 1917 года и Гражданской войны надолго отодвинули музыку Аренского от соотечественников. В новой России и СССР она оказалась неактуальной, не отвечавшей новым политическим установкам, хотя её художественные достоинства не подвергались сомнению. Постепенно, и сначала на Западе, пришло осознание необходимости музыки Аренского нашему времени, и в этом выдающуюся роль сыграл Петр Белый. Побывав в Великом Новгороде в 2011 году, он сделал вывод, что «Аренскому повезло с местом рождения». Сегодня об этом в нашем городе напоминают детская музыкальная школа и филармония, носящие имя композитора, а также экспозиции в двух музеях.
А совсем недавно, 12 ноября, в филармонии был установлен бюст композитора. Его автор — оренбургский скульптор, заслуженный художник России Надежда Петина. На имя директора филармонии пришло поздравление: «Уважаемый Александр Алексеевич! Поздравляю Вас, филармонию и всех патриотов-новгородцев с открытием в Новгородской областной филармонии бюста Антония Степановича Аренского – великого сына Новгородской земли, композитора, во многих отношениях не имеющего себе равных.
Это событие – большая радость и лично для меня, отдавшего годы жизни постижению и изучению музыки А.С.Аренского. Пётр Белый».
Именно сочинский музыкант не побоялся в своё время назвать А.С.Аренского гением. И возражающих не нашёл. Да и трудно возразить, если, обучаясь в Петербургской консерватории, Аренский слыл самым одарённым юношей, который мог легко импровизировать в музыке и стихах, владел прозой, умел рисовать. И завершил учёбу в 1882 году блестяще, с золотой медалью.
В Московской консерватории, куда молодой композитор в том же году был приглашён преподавателем, он воспитал плеяду выдающихся музыкантов. Среди них А.Ф.Гедике, Р.М.Глиэр, А.Б.Гольденвейзер, К.Н.Игумнов, С. М. Майкапар, А. Н. Скрябин, С.В. Рахманинов – имена, много говорящие нескольким поколениям учеников российских (и не только!) детских музыкальных школ, студентов музыкальных училищ и консерваторий. А по поводу последнего из учеников Аренского разговор особый. За него русские и зарубежные музыканты должны до земли поклониться Антонию Степановичу как учителю великого Рахманинова.
Занимаясь преподавательской деятельностью, Аренский успел написать несколько учебников для студентов, а, кроме того, с 1888 года дирижировал концертами Русского хорового общества. Активным было и творчество этого периода: за двенадцать лет московской жизни были созданы оперы «Сон на Волге» и «Рафаэль», две симфонии, два смычковых квартета, трио для скрипки, виолончели и фортепиано, три сюиты для двух фортепиано в четыре руки, множество фортепианных миниатюр, романсов, хоры… Такой плодовитости и разнообразию жанров мог бы позавидовать сам Моцарт! Но как грозный и неумолимый рок – неизлечимая болезнь. Что же это? Коварство судьбы? А ведь не так уж и давно она была к нему более чем благосклонна.
Третий ребёнок в дружной семье старшего врача новгородского Приказа общественного призрения Степана Матвеевича Аренского родился 12 августа (нового стиля) 1861 года. Мальчик рос в благоприятной культурной атмосфере. Дети занимались дома музыкой, рисованием, пробовали силы в литературе, ставили спектакли. Степан Матвеевич не только лечил больных и заботился о них, но находил время регулярно играть то на флейте, то на виолончели, то на скрипке или фисгармонии. Самые большие праздники в доме – когда приходят гости и устраиваются концерты. Тут уж обязательно играет и хозяйка, Надежда Антиповна, слывшая прекрасной пианисткой. Она принадлежала к примечательному театрально-литературному роду Потехиных и традиции своей семьи перенесла в новую.
Естественно, мама была первой учительницей музыки у своих детей. Однако её преподавательского умения хватило лишь на старших – Марию и Григория. Антоша, начавший заниматься музыкой довольно поздно, семи лет, так стремительно развивался, что обогнал сестру и брата. Интересные факты новгородского периода жизни Антона Аренского содержатся в письме Степана Матвеевича музыковеду М.О.Петухову: «…8-и лет он уже аккомпанировал публично при исполнении (на виолончели) Серенады, игранной отцом…». По нашим предположениям, концертный дебют Антоши мог состояться только в зале Дворянского собрания. Залы в Новгороде того времени были ещё в Духовной семинарии и в Мужской гимназии. Но светские концерты в Семинарии были невозможны по определению, а к Гимназии ни папа, ни сын отношения в то время не имели.
«…9-и лет, – продолжает Степан Матвеевич, – он [Антон. – В. Д.] написал квартет для фортепиано, скрипки, флейты и виолончели, – в таком составе, в каком ему приходилось слышать чаще на вечерах в доме родителей». И далее ещё одно свидетельство необычайной одарённости сына: «…10-и лет он написал хоровую песню для концерта в пользу гимназистов». К сожалению, ни одного из произведений Антона Аренского новгородского периода не сохранилось.
Поняв, что имеют дело с выдающимися музыкальными способностями, родители решились на переезд в Петербург. Антону в это время одиннадцать лет. Его ждут первоклассные учителя, заботливые коллеги, а позже, в Москве, – триумфы, слава, талантливые ученики.
В короткой жизни музыканта, а он не дожил до сорока пяти лет, было немало интересного. Во-первых, Антоний Степанович носил явно нерусскую и как будто «цирковую» фамилию. Однако это не так. Скорее всего, она духовного происхождения. По-видимому, в XVIII веке, в одной из духовных семинарий (Новгородской, Петербургской, Киевской или какой-нибудь другой) учился далёкий предок композитора, носивший скромную русскую фамилию Песков. В соответствии с традициями того времени, пришедшими к нам из католической Польши через православную Украину, выпускникам семинарии с обычными крестьянскими фамилиями, выдававшими их «низкое» происхождение, присваивались благозвучные, «благородные» фамилии, оканчивающиеся большей частью на «ский». Производили их по-разному. В нашем случае руководство семинарии перевело русское слово «песок» на латынь («арена») и добавило соответствующие суффикс и окончание. Так, в честь первых христиан, казнённых во втором веке на арене римского Колизея, и получил свою фамилию основатель рода Аренских.
С московским периодом жизни Антония Степановича связана одна драматическая история. Известно, что Пётр Ильич Чайковский высоко ценил дарование молодого композитора и оказывал ему всемерную поддержку. Желая сделать приятное своему кумиру, только что женившийся двадцатипятилетний Аренский решил посвятить ему своё очередное произведение. Он написал симфоническую Фантазию «Маргарита Готье» на сюжет популярного в то время романа А.Дюма-сына «Дама с камелиями». Прежде чем обозначить посвящение, нужно узнать, понравится ли музыка Чайковскому. Аренский послал ему партитуру произведения с просьбой дать отзыв. Прошёл месяц, ещё один – ответа нет. Аренский пишет письмо Чайковскому и спрашивает, получил ли тот ноты. Ответ положительный. Аренский ждёт ещё месяц и, не получив ответа, пишет новое письмо, полное обиды и упрёков. Чайковский вынужден, наконец, сообщить Аренскому своё отрицательное мнение о произведении. Он находит его неудачным во всех отношениях, включая сюжет. Неблагоприятный отзыв «самого Чайковского» тяжело ранит хрупкую нервную организацию легковозбудимого Аренского: он попадает в больницу для душевнобольных в Казани. Затем его перевозят в Москву. Несколько месяцев длится лечение, не оставив, к счастью, никаких негативных последствий.
Возвратившись к нормальной жизни, Антоний Степанович с прежней энергией продолжает сочинять музыку, преподавать и выступать с концертами в качестве пианиста и дирижёра в России и за рубежом. Повсюду его сопровождает шумный успех.
В 1895 году Аренского приглашают занять должность управляющего Придворной певческой капеллой, и он вновь оказывается в Петербурге, в близком окружении последнего российского императора. Обременительные обязанности руководителя Капеллы не оставляют времени для творчества , а болезнь прогрессирует. В 1901 году Антоний Степанович вынужден подать прошение об отставке. Канцелярия императорского двора удовлетворяет его просьбу и назначает пенсию в размере 6000 рублей в год.
В последние пять лет жизни, приговорённый врачами к скорой смерти, Аренский пытается противостоять ей гастрольными поездками, лихорадочной творческой работой и активным лечением. Однако безуспешно. 25 февраля (нового стиля) 1906 года он умирает на даче рядом с туберкулёзным санаторием «Питке Ярви» (озеро Долгое) в районе Териоки (Финляндия, нынешний Зеленогорск). Похоронили Антония Степановича в Александро-Невской лавре в Петербурге. В настоящее время его могила – место паломничества новгородских музыкантов.
Валерий ДЕМИДОВ, заведующий музеем
А.С.Аренского, А.К.Лядова, С.В.Рахманинова