Доктор с гривой и в упряжке

23.01.2014

В новгородском конноспортивном комплексе кони учат детей ходить, говорить и становятся им хорошими друзьями.

Доктор с гривой и в упряжке 1Мы побывали на одном из занятий по иппотерапии, проходившем в конноспортивном комплексе Фонда «Еврейская община Великого Новгорода – центр развития культурного и духовного наследия».

Чудеса иппотерапии

– А теперь потрогай у лошадки ушки, – просит инструктор маленькую девчушку, сидящую верхом.
Шестилетняя Варя протягивает руки, наклоняется вперед и…  озадаченно хлопает ресницами – не достать. Потом всадница приподнимается в стременах и тянется всем телом к макушке. Чуть-чуть, еще чуть-чуть. Лошадь немного поднимает голову, и Варина ладошка наконец-то дотягивается до цели. Вот они, мягкие, теплые ушки. Малышка улыбается: она счастлива и горда.
У Вари – синдром Дауна. Раньше она практически не разговаривала, только невнятно произносила слова, как могла, объяснялась жестами. Чуть больше года назад Варя села на лошадь и… заговорила.
– Мне кажется, дочь за этот год сильно повзрослела, – замечает мама Маргарита Щендригина. – Стала такой самостоятельной, уверенной, сосредоточенной, начала использовать речевые обороты. Иппотерапия творит чудеса. Мы с Варей это точно знаем.

Это прорыв

В перспективе на базе КСК в Ермолине планируется создать реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями.Таких чудесных историй здесь расскажут немало. Один малыш научился держать головку, другой сделал первые шаги, третий произнес осмысленные слова. Крохотные, казалось бы, шажки на самом деле – прорыв, потому что речь идет о детях с такими диагнозами, как ДЦП, аутизм, синдром Дауна.
Однако до 2012 года в Великом Новгороде иппотерапию целенаправленно не практиковали  в городских конных клубах. Появилась она на КСБ в Ермолине (до октября 2013 года база считалась одним из подразделений ОАО «Акрон»  – прим. ред.). Энтузиазм молодого инструктора по адаптивной верховой езде Анны Драчен, взявшейся за это благое дело, поддержала администрация химического предприятия.
Ане 35 лет. Приехала из Тулы. Инженер-технолог по первому образованию, педагог–дефектолог по второму. Иппотерапию называет делом своей жизни.
– Для меня счастье видеть, как красивые и сильные животные помогают детям с ограниченными возможностями   справиться с серьезными недугами, – признается Анна.

К каждому – индивидуальный подход

Смотрю, как идет занятие. В процессе тренировки задействованы коновод, инструктор и помощник инструктора. Сидя верхом на тяжеловозе, дети по очереди выполняют различные упражнения, переворачиваются, привстают, закалывают лошади гриву прищепками. Понимаю, все это требует внимания, развивает координацию движений.
– Мы используем для занятий уже взрослых лошадей с ровным шагом, — рассказывает начальник участка конноспортивного комплекса Татьяна Пименова. — Кроме внешних признаков, очень важен характер. Для детей с ограниченными возможностями мы подбираем спокойное и терпеливое  животное. Лошадь-врач должна любить их, ведь это ее основные клиенты.
К каждому пациенту – индивидуальный подход. И при подборе лошади, и при составлении плана занятия. Обязательно учитываются особенности развития ребёнка, его поведение и даже настроение.
– Важно, чтобы ребенок получал не только общее физическое развитие, но и развивал внимание, память, получал навык общения с новыми людьми, имел возможность почувствовать себя самостоятельным, – поясняет Анна. – А наградой мне служит положительный результат в лечении.
И он действительно есть.
– Помню, занималась с  мальчиком, у которого были серьезные отклонения в развитии. Так вот, в прошлом году на новогоднем утреннике он впервые за 15 лет прочитал перед аудиторией стихотворение. Мы все, кто видел это, и дети, и взрослые, были удивлены – поразительная динамика! Да и просто ребенок стал общительным, здоровается со сверстниками, работниками конноспортивного комплекса, – искренне радуется Анна.

Приедем еще!

В сторонке от занимающихся всадников стоят родители. Наблюдают. Разговоры – сплошь о детях. И о лошадях.
– Вон посмотрите, Варвара-то моя как уверенно сидит на лошадке, управляет ею. Я так не могу! Да еще и фотографу позирует. Кокетка!  – улыбается мама Маргарита, обращая внимание на свою дочку.
– А мы с Мишей еще завтра сюда приедем. Просто отдохнуть, покормить, почистить лошадок, – вторит ей Елизавета Ряхина. – Миша лошадок очень любит, а свою Галатею – особенно. Она для него – лучший друг. Вы бы видели, как он ее обнимает, целует. В такие моменты он светится от счастья.
В этом, наверное, и есть важнейшая роль иппотерапии – видеть радость родителей и надежду в детских глазах, первые шаги, услышать произнесенное новое слово…
– Варя, понравилось занятие? – спрашиваю у маленькой наездницы, которая только-только попрощалась со своей лошадкой.
– Я хочу еще кататься. Еще-е-е-е!

Лошадь чувствует всадника

Так в чем же целительная сила иппотерапии? Этот вопрос мы задали Алексею Торопову, врачу-неврологу Новгородской детской областной клинической больницы. С КСК в Ермолине он работает с осени прошлого года. На основании его рекомендаций разрабатываются индивидуальные комплексы упражнений для каждого ребенка. При этом обязательно учитывается ранее проведенное лечение и эффект от него.
– Уникальность иппотерапии напрямую связана с природными способностями лошади. Животное ведь прекрасно чувствует всадника, – поясняет он. – Если верхом сидит человек ослабленный, с ограниченными возможностями, то она постарается вести себя спокойно. Движения мышц спины идущей лошади разогревают и массируют мышцы ног человека, усиливая в них кровоток. Это для ребятишек с ДЦП очень важно. Кроме того, развитие координации способствует и развитию мозга. Эффективно общение с лошадью для детей с задержкой психического и речевого развития. Здесь в большей степени важна не только сама езда, но и эмоции от общения с животным. Покормить лошадку, погладить, потрогать, заглянуть ей в глаза – все это развивает коммуникативные способности ребенка.
Алексей Геннадьевич отмечает, что положительный эффект достигается практически во всех случаях: дети становятся более подвижными, уверенными в себе, общительными.
– Хороший результат возможен только при комплексном подходе к реабилитации. Иппотерапию можно рекомендовать как дополнение к физиопроцедурам, массажу, лечебной гимнастике, медикаментозному лечению, – считает врач.

Елена Савирова
Сергей Филиппов (фото)




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.