Мифология «Царь-Сказки»

16.04.2009

Мифология «Царь-Сказки»Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка» в юбилейном для Великого Новгорода году напоминает мировой саммит. С 25 по 29 апреля театры из Сингапура, Южной Кореи, Израиля, Дании, Латвии, Литвы, Испании, Швейцарии, Болгарии, Венгрии, России покажут свои спектакли на всех театральных сценах города. А прибавьте к этому представителей международных театральных фестивалей из США, Сербии, Норвегии, Швеции, Финляндии, Эстонии, Турции, и получится, что Новгород становится столицей театрального мифа. Ведь за десять проведенных фестивалей их организатор – Новгородский театр для детей и молодежи «Малый» успел обрасти творческими связями, накопить огромный багаж сказок, преданий и обзавестись собственной мифологией.

Перечень наград знаменитого болгарского театра «Кредо» из Софии займет несколько листов, а из хвалебных отзывов критики можно составить книгу. Ему аплодировали 150 фестивалей мира. И вот театр-лауреат Эдинбургского фестиваля (дважды, рекорд!) с собственной интерпретацией повести Гоголя «Шинель» откроет фестиваль в Великом Новгороде.

Спектакль «Духи», который привозит театральная компания «Той Фактори» из Сингапура, посвящен историческим персонажам древнего Китая – великим женщинам, чья жизнь была не-однозначно оценена современниками. На сцене появляются их души – несчастные призраки, которым дается последняя возможность покаяться в грехах. Музыкальная драма о жизни трех духов, вопрошающих небеса о прощении, стала одной из самых ярких страниц театральной жизни Сингапура. У новгородцев есть уникальная возможность посмотреть эту постановку (например, Москва и Петербург ее лишены), удостоенную множества премий.

Впервые «Царь-Сказка» пригласила в афишу театр «Мисторин» из Израиля с визуальной постановкой «Цар-Цура» по древнееврейской поэзии и библейским мифам. Впервые в Новгороде и театр из Дании. Знающие английский язык зрители получат возможность погрузиться в скандинавский миф о герое и чудовище. Славный воин Беовульф оживет благодаря двум скальдам, с большой иронией и мастерством рассказывающим, каково быть датским королем, когда на дворец нападает монстр Грендель. Рассказчики живо переживают все приключения Беовульфа и создают вселенную древних саг прямо на глазах у зрителей. Сходное отношение к сказке и у «Театра из Мариенбада» – немецкий актер Кристоф Мюллер на немецком языке в лицах рассказывает историю «Железного Ганса»: он же король, он же и смелый Ганс, взрослеющий принц.

Фестиваль не устает развенчивать миф, что Швейцария – родина сыра, шоколада, часов и банкиров. Швейцария – страна прогрессивного театра, чьи драматические спектакли завоевали любовь зрителей на прошлых фестивалях. Проект «Шаг в Швейцарию» (Swiss Step) нашел поддержку у Генерального Консульства Швейцарии в Санкт-Петербурге и швейцарского фонда «Pro Helvetia». Благодаря им новгородские зрители впервые увидят новые формы современной швейцарской хореографии. Живущий в Швейцарии японский танцовщик и хореограф Хидето Хишики – явление на танцевальной сцене Цюриха. Его спектакль «Оружие» – танцевальный эксперимент. Как и все постановки компании HIDETO HESHIKI. DANCE & СHOREOGRAPHY – это интеллектуальное исследование мира человеческого тела, его симбиоза с искусством. Другая необыкновенная представительница Швейцарии – театральная компания annahuber.compagnie из Берна. Анна Хубер выработала собственный язык танца, отличающийся ясностью, точностью и энергией. Ее странная героиня в постановке «Этюд с роялем» – одиночество, тянущееся к звукам музыки. Анна Хубер активно гастролирует по всему миру, и критики называют ее одним из самых замечательных хореографов. Сестра Анны – известная пианистка Сюзанна Хубер – работает с ней дуэтом в этой постановке.

Еще одна фестивальная традиция – Международное жюри. В этом году в него вошли театральные специалисты из Латвии, России, Швеции и США. Кроме того, фестиваль собирает и молодых театроведов в лаборатории «Молодая критика – театральное будущее», где к театральным критикам из Москвы и Санкт-Петербурга добавились коллеги из Риги и Тарту. Умудренные и молодые видят по-разному: мнения часто не совпадают, но тем дороже разнообразие их оценок и трактовок. Это также процесс обучения – сродни тому, что проведет театральный профессор из Южной Кореи Ким Ву Ок со студентами актерского курса НовГУ.

Фестивальная программа обещает много сюрпризов. Можно открыть вместе с ребенком корейское театральное искусство («Легенда о Харуке») или попасть в гости к Лисе в кукольном спектакле «Лисичка-сестричка и Глупый волк» латвийского кукольного театра. Или провести вечер в компании современной венгерской хорео-графии: фестиваль открывает «Неведомое» в дуэте танцовщиков «Театра танца Центральной Европы» из Будапешта. Собираетесь увидеть будущих звезд литовской сцены – тогда для вас проект «Открытый круг». Этот театр называет себя «театральной лабораторией» и уже отмечен вниманием московского фестиваля «Новая драма»: рассказы молодого поколения о собственной жизни, гитарный ритм, дерзкие актерские импровизации, энергия. Или тонкая изящная работа актеров Российского академического молодежного театра в спектакле «Платонов. III акт» по мотивам чеховских произведений. А если вы хотите взглянуть на театр, который заслужил уважение режиссера Терри Гильяма и Джонни Деппа, то вам надо на испанскую компанию «Пир Пок» и его «Сон в летнюю ночь».

Главное, не забыть, что фестиваль – везде. На сцене театра «Малый», театра драмы и КЦ «Акрон». Он, возможно, даже на страницах книги, которую вы читаете,  потому что книга – часть вдохновения для будущего театрального проекта.




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.