Мифология «Царь-Сказки»
Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка» в юбилейном для Великого Новгорода году напоминает мировой саммит. С 25 по 29 апреля театры из Сингапура, Южной Кореи, Израиля, Дании, Латвии, Литвы, Испании, Швейцарии, Болгарии, Венгрии, России покажут свои спектакли на всех театральных сценах города. А прибавьте к этому представителей международных театральных фестивалей из США, Сербии, Норвегии, Швеции, Финляндии, Эстонии, Турции, и получится, что Новгород становится столицей театрального мифа. Ведь за десять проведенных фестивалей их организатор – Новгородский театр для детей и молодежи «Малый» успел обрасти творческими связями, накопить огромный багаж сказок, преданий и обзавестись собственной мифологией.
Перечень наград знаменитого болгарского театра «Кредо» из Софии займет несколько листов, а из хвалебных отзывов критики можно составить книгу. Ему аплодировали 150 фестивалей мира. И вот театр-лауреат Эдинбургского фестиваля (дважды, рекорд!) с собственной интерпретацией повести Гоголя «Шинель» откроет фестиваль в Великом Новгороде.
Спектакль «Духи», который привозит театральная компания «Той Фактори» из Сингапура, посвящен историческим персонажам древнего Китая – великим женщинам, чья жизнь была не-однозначно оценена современниками. На сцене появляются их души – несчастные призраки, которым дается последняя возможность покаяться в грехах. Музыкальная драма о жизни трех духов, вопрошающих небеса о прощении, стала одной из самых ярких страниц театральной жизни Сингапура. У новгородцев есть уникальная возможность посмотреть эту постановку (например, Москва и Петербург ее лишены), удостоенную множества премий.
Впервые «Царь-Сказка» пригласила в афишу театр «Мисторин» из Израиля с визуальной постановкой «Цар-Цура» по древнееврейской поэзии и библейским мифам. Впервые в Новгороде и театр из Дании. Знающие английский язык зрители получат возможность погрузиться в скандинавский миф о герое и чудовище. Славный воин Беовульф оживет благодаря двум скальдам, с большой иронией и мастерством рассказывающим, каково быть датским королем, когда на дворец нападает монстр Грендель. Рассказчики живо переживают все приключения Беовульфа и создают вселенную древних саг прямо на глазах у зрителей. Сходное отношение к сказке и у «Театра из Мариенбада» – немецкий актер Кристоф Мюллер на немецком языке в лицах рассказывает историю «Железного Ганса»: он же король, он же и смелый Ганс, взрослеющий принц.
Фестиваль не устает развенчивать миф, что Швейцария – родина сыра, шоколада, часов и банкиров. Швейцария – страна прогрессивного театра, чьи драматические спектакли завоевали любовь зрителей на прошлых фестивалях. Проект «Шаг в Швейцарию» (Swiss Step) нашел поддержку у Генерального Консульства Швейцарии в Санкт-Петербурге и швейцарского фонда «Pro Helvetia». Благодаря им новгородские зрители впервые увидят новые формы современной швейцарской хореографии. Живущий в Швейцарии японский танцовщик и хореограф Хидето Хишики – явление на танцевальной сцене Цюриха. Его спектакль «Оружие» – танцевальный эксперимент. Как и все постановки компании HIDETO HESHIKI. DANCE & СHOREOGRAPHY – это интеллектуальное исследование мира человеческого тела, его симбиоза с искусством. Другая необыкновенная представительница Швейцарии – театральная компания annahuber.compagnie из Берна. Анна Хубер выработала собственный язык танца, отличающийся ясностью, точностью и энергией. Ее странная героиня в постановке «Этюд с роялем» – одиночество, тянущееся к звукам музыки. Анна Хубер активно гастролирует по всему миру, и критики называют ее одним из самых замечательных хореографов. Сестра Анны – известная пианистка Сюзанна Хубер – работает с ней дуэтом в этой постановке.
Еще одна фестивальная традиция – Международное жюри. В этом году в него вошли театральные специалисты из Латвии, России, Швеции и США. Кроме того, фестиваль собирает и молодых театроведов в лаборатории «Молодая критика – театральное будущее», где к театральным критикам из Москвы и Санкт-Петербурга добавились коллеги из Риги и Тарту. Умудренные и молодые видят по-разному: мнения часто не совпадают, но тем дороже разнообразие их оценок и трактовок. Это также процесс обучения – сродни тому, что проведет театральный профессор из Южной Кореи Ким Ву Ок со студентами актерского курса НовГУ.
Фестивальная программа обещает много сюрпризов. Можно открыть вместе с ребенком корейское театральное искусство («Легенда о Харуке») или попасть в гости к Лисе в кукольном спектакле «Лисичка-сестричка и Глупый волк» латвийского кукольного театра. Или провести вечер в компании современной венгерской хорео-графии: фестиваль открывает «Неведомое» в дуэте танцовщиков «Театра танца Центральной Европы» из Будапешта. Собираетесь увидеть будущих звезд литовской сцены – тогда для вас проект «Открытый круг». Этот театр называет себя «театральной лабораторией» и уже отмечен вниманием московского фестиваля «Новая драма»: рассказы молодого поколения о собственной жизни, гитарный ритм, дерзкие актерские импровизации, энергия. Или тонкая изящная работа актеров Российского академического молодежного театра в спектакле «Платонов. III акт» по мотивам чеховских произведений. А если вы хотите взглянуть на театр, который заслужил уважение режиссера Терри Гильяма и Джонни Деппа, то вам надо на испанскую компанию «Пир Пок» и его «Сон в летнюю ночь».
Главное, не забыть, что фестиваль – везде. На сцене театра «Малый», театра драмы и КЦ «Акрон». Он, возможно, даже на страницах книги, которую вы читаете, потому что книга – часть вдохновения для будущего театрального проекта.