Депутаты городской Думы намерены разобраться с эффективностью расходования бюджетных денег ОАО «Автобусный парк» и рядом других подведомственных городу компаний.

Ситуация в ОАО «Автобусный парк» (преемник МУП «ПАТ-2», 100% акций – собственность города) вновь рассматривалась на совместном заседании комиссий Думы Великого Новгорода. 

В отличие от предыдущего январского заседания, на которое никто из руководства компании не пришел, разговор получился конкретный. Но ряд моментов депутатам прояснить так и не удалось – «история» с экс-ПАТ-2, по всей видимости, будет с продолжением.

Руководитель ОАО «Автобусный парк» Дмитрий Веркин доложил: в 2011-м было 166 автобусов, средний «возраст» – 16 лет (у «Икарусов» – 25), долгов – 102 млн руб., штат – 865 человек, предбанкротная ситуация. В 2013-м никаких долгов, штат прежний, зарплата – вовремя, 161 автобус (68 своих, 93 арендованных), средний «возраст» – 8-9 лет. Автобусы комфортные, оборудованы ГЛОНАСС, на остановках ставятся электронные табло, «отщелкивающие» время до прибытия, в режиме реального времени движение можно отследить в Интернете, задержки только из-за «пробок». Жалоб у горожан на качество перевозок нет. Это подтверждают и руководство мэрии, и прокуратура. Безусловный прогресс.

Все так – не возражали депутаты, но вопрос об эффективности работы парка (на нее в некоторой степени «завязана» и стоимость проезда) и  главное: когда город будет «ездить» на своих, а не арендованных автобусах? Вдруг договор аренды расторгнут – перевозки встанут.

Напомним, более 90 автобусов арендованы у «Питеравто». И питерцы, вроде как, готовы эти машины нам продать. Переговоры, сообщает Веркин, ведутся. Правда, цена даже приблизительно не ясна, и эта «размытость» депутатов (а они входят в совет акционеров предприятия) не устраивает. Не понятен и другой возможный вариант развития событий – инвестиционные проекты, привлечение правительства области. Зачем, ведь деньги у парка должны скоро появиться. Это порядка 70 млн руб. компенсации по судам, на часть из которых, по предложению вице-спикера Евгения Кузикова, можно взять автобусы в лизинг и через какое-то время получить в собственность. Арендованную же технику, сколько ни плати, изволь вернуть в хорошем состоянии.

С лизингом-арендой вообще история непростая. Арендованные у «Питеравто» автобусы самой петербургской компанией взяты в лизинг. И продаст она их не раньше, чем рассчитается и получит машины в собственность – следовательно, по мнению депутатов, расчет пойдет новгородскими же деньгами с учетом «процентов». Получается, переплатим? «Неужели в 2011-2012 гг., мэрии было нельзя самой оформить лизинг, не связываясь с арендой? Цена вопроса ведь 30 млн руб.?» – поинтересовался депутат Владимир Богомолов. И почему деньги для покупки новых автобусов были направлены на «поддержание штанов» троллейбусного депо? Но это вопросы не к руководителю предприятия.

Кстати, он не согласился с выводами контрольно-счетной палаты: она изучила не все документы, некоторые позиции ее заключения о работе МУП в 2011-2012 гг. некорректны. Это возмутило руководителя палаты Александра Ломоносова, который вновь готов заняться ситуацией. И хотя предприятие «отбилось» по выросшим расходам на охрану, запчастям и счетам сторонних компаний (требования законодательства, реальная экономическая ситуация), по ряду моментов четких ответов депутаты так и не получили. Владимир Богомолов не исключил возможности инициирования проверки правоохранительными органами. Пока же решили провести еще заседание в апреле. Тогда будет ясна финансовая ситуация в парке по итогам 2013 г., результат переговоров с «Питеравто», а контрольно-счетная палата уточнит возникшие разногласия.

Заместитель председателя Думы Великого Новгорода, руководитель фракции партии «Справедливая Россия» Евгений Кузиков: «Рассмотрение ситуации в «ПАТ-2» – плановая работа Думы по запросам горожан об эффективности расходования бюджетных средств. И мы эту работу будем продолжать. Понятно, когда автобусы ездят нарядные, чистые, красивые – хорошо. Но есть вторая сторона медали – за короткий срок собственных автобусов у «Автобусного парка» остается меньше 70, остальные – чужие. Не надо вводить в заблуждение разговорами: «у нас есть». Нет, это «не у вас есть», а у другого! Что станет завтра с парком, если не будет денег на аренду?

Другой момент. С учетом компенсаций по судам, на парк «сваливается» более 252 млн руб. И... сумма растворяется. Ноль эффективности, техники практически не добавилось, парк не обновился. Надо же понимать: есть автобусы – есть возможность зарабатывать, нет автобусов – как заработаешь? Не отремонтированной же котельной и охраняемой территорией. Между тем, уменьшилась остаточная стоимость основных средств парка с 151,9 млн руб. до 70,1 млн руб. Получается, предприятие теряет само себя, город теряет бизнес.

Безусловно, в апреле мы вновь вернемся к ситуации в «Автобусном парке». Хотелось бы, чтобы к тому моменту был рассмотрен предложенный нами вариант о покупке автобусов в лизинг. Это сократит арендную нагрузку – раз, позволит через какое-то (не очень продолжительное) время получить автобусы в собственность – два, и третье – повлияет на переговоры с «Питеравто»: на заседании комиссий было сказано, что арендованные автобусы, кроме как Новгороду, больше никому не нужны. Вероятно, можно повлиять и на продажную стоимость техники.

И еще. Хотелось бы разобраться, чем вызвано банкротство недавно созданного ОАО «Ремстройдор» и ГУК «Великий Новгород». В части последнего волнует судьба «отказных» домов».

Дмитрий НЕЛИДОВ