ПАТеря эффективности?

13.02.2014

Депутаты городской Думы намерены разобраться с эффективностью расходования бюджетных денег ОАО «Автобусный парк» и рядом других подведомственных городу компаний.

Ситуация в ОАО «Автобусный парк» (преемник МУП «ПАТ-2», 100% акций – собственность города) вновь рассматривалась на совместном заседании комиссий Думы Великого Новгорода. 

В отличие от предыдущего январского заседания, на которое никто из руководства компании не пришел, разговор получился конкретный. Но ряд моментов депутатам прояснить так и не удалось – «история» с экс-ПАТ-2, по всей видимости, будет с продолжением.

Руководитель ОАО «Автобусный парк» Дмитрий Веркин доложил: в 2011-м было 166 автобусов, средний «возраст» – 16 лет (у «Икарусов» – 25), долгов – 102 млн руб., штат – 865 человек, предбанкротная ситуация. В 2013-м никаких долгов, штат прежний, зарплата – вовремя, 161 автобус (68 своих, 93 арендованных), средний «возраст» – 8-9 лет. Автобусы комфортные, оборудованы ГЛОНАСС, на остановках ставятся электронные табло, «отщелкивающие» время до прибытия, в режиме реального времени движение можно отследить в Интернете, задержки только из-за «пробок». Жалоб у горожан на качество перевозок нет. Это подтверждают и руководство мэрии, и прокуратура. Безусловный прогресс.

Все так – не возражали депутаты, но вопрос об эффективности работы парка (на нее в некоторой степени «завязана» и стоимость проезда) и  главное: когда город будет «ездить» на своих, а не арендованных автобусах? Вдруг договор аренды расторгнут – перевозки встанут.

Напомним, более 90 автобусов арендованы у «Питеравто». И питерцы, вроде как, готовы эти машины нам продать. Переговоры, сообщает Веркин, ведутся. Правда, цена даже приблизительно не ясна, и эта «размытость» депутатов (а они входят в совет акционеров предприятия) не устраивает. Не понятен и другой возможный вариант развития событий – инвестиционные проекты, привлечение правительства области. Зачем, ведь деньги у парка должны скоро появиться. Это порядка 70 млн руб. компенсации по судам, на часть из которых, по предложению вице-спикера Евгения Кузикова, можно взять автобусы в лизинг и через какое-то время получить в собственность. Арендованную же технику, сколько ни плати, изволь вернуть в хорошем состоянии.

С лизингом-арендой вообще история непростая. Арендованные у «Питеравто» автобусы самой петербургской компанией взяты в лизинг. И продаст она их не раньше, чем рассчитается и получит машины в собственность – следовательно, по мнению депутатов, расчет пойдет новгородскими же деньгами с учетом «процентов». Получается, переплатим? «Неужели в 2011-2012 гг., мэрии было нельзя самой оформить лизинг, не связываясь с арендой? Цена вопроса ведь 30 млн руб.?» – поинтересовался депутат Владимир Богомолов. И почему деньги для покупки новых автобусов были направлены на «поддержание штанов» троллейбусного депо? Но это вопросы не к руководителю предприятия.

Кстати, он не согласился с выводами контрольно-счетной палаты: она изучила не все документы, некоторые позиции ее заключения о работе МУП в 2011-2012 гг. некорректны. Это возмутило руководителя палаты Александра Ломоносова, который вновь готов заняться ситуацией. И хотя предприятие «отбилось» по выросшим расходам на охрану, запчастям и счетам сторонних компаний (требования законодательства, реальная экономическая ситуация), по ряду моментов четких ответов депутаты так и не получили. Владимир Богомолов не исключил возможности инициирования проверки правоохранительными органами. Пока же решили провести еще заседание в апреле. Тогда будет ясна финансовая ситуация в парке по итогам 2013 г., результат переговоров с «Питеравто», а контрольно-счетная палата уточнит возникшие разногласия.

ПАТеря эффективности? 1Заместитель председателя Думы Великого Новгорода, руководитель фракции партии «Справедливая Россия» Евгений Кузиков: «Рассмотрение ситуации в «ПАТ-2» – плановая работа Думы по запросам горожан об эффективности расходования бюджетных средств. И мы эту работу будем продолжать. Понятно, когда автобусы ездят нарядные, чистые, красивые – хорошо. Но есть вторая сторона медали – за короткий срок собственных автобусов у «Автобусного парка» остается меньше 70, остальные – чужие. Не надо вводить в заблуждение разговорами: «у нас есть». Нет, это «не у вас есть», а у другого! Что станет завтра с парком, если не будет денег на аренду?

Другой момент. С учетом компенсаций по судам, на парк «сваливается» более 252 млн руб. И… сумма растворяется. Ноль эффективности, техники практически не добавилось, парк не обновился. Надо же понимать: есть автобусы – есть возможность зарабатывать, нет автобусов – как заработаешь? Не отремонтированной же котельной и охраняемой территорией. Между тем, уменьшилась остаточная стоимость основных средств парка с 151,9 млн руб. до 70,1 млн руб. Получается, предприятие теряет само себя, город теряет бизнес.

Безусловно, в апреле мы вновь вернемся к ситуации в «Автобусном парке». Хотелось бы, чтобы к тому моменту был рассмотрен предложенный нами вариант о покупке автобусов в лизинг. Это сократит арендную нагрузку – раз, позволит через какое-то (не очень продолжительное) время получить автобусы в собственность – два, и третье – повлияет на переговоры с «Питеравто»: на заседании комиссий было сказано, что арендованные автобусы, кроме как Новгороду, больше никому не нужны. Вероятно, можно повлиять и на продажную стоимость техники.

И еще. Хотелось бы разобраться, чем вызвано банкротство недавно созданного ОАО «Ремстройдор» и ГУК «Великий Новгород». В части последнего волнует судьба «отказных» домов».

Дмитрий НЕЛИДОВ




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.