Он обещал вернуться…

30.04.2009

Он обещал вернуться...Понедельник, 10 утра. Фирменный поезд Московского Пасхального фестиваля медленно подъехал и замер у новгородской платформы. Прошло пять, десять минут, но ни один из 11 вагонов не подавал признаков жизни. «Может, оркестранты Мариинки по ошибке высадились в Чудове?» – заволновались было встречавшие и… вздохнули с облегчением: в дверях вагона показались первые музыканты. Оказалось, они просто спали, утомленные напряженным гастрольным графиком.  Шутка ли – в воскресенье выступали в Москве, а во вторник их уже ждали в Петрозаводске!

Это уже третий приезд маэстро Гергиева и труппы Мариинского театра в Великий Новгород. Как признался Валерий Абисалович, у него осталась масса приятных воспоминаний от предыдущего визита. Поэтому, немного отдохнув, он первым делом направился в кремль, причем не только набраться новых  впечатлений, но и присмотреть возможное место для воплощения нового проекта – постановки оперы «Садко».  

–  «Садко» так и просится на вашу сцену, и, мне кажется, такая возможность есть, – поделился с журналистами Валерий Абисалович. –  К тому же у Мариинского театра имеется опыт работы в замках. Кроме того, мы будем рассматривать возможность проведения в Новгороде абонементных концертов. Наша задача – сделать искусство Мариинки доступным не только московской и петербургской публике. Мы – соседи, и нужно укреплять дружеские связи. Я думаю, новгородцы с удовольствием будут посещать наши концерты и они не должны платить по тысяче рублей за билет. Абонемент – это жесткие рамки для нас и удобство для вас, — подчеркнул маэстро, добавив, что он не имеет ничего против смешанных концертов артистов Мариинки и новгородских музыкантов.

Маэстро также рассказал, что, хотя он очень ценит приглашения из-за рубежа, все же для него намного важнее выступления на родине.

– Два часа, проведенные в Софийском соборе и у памятника «Тысячелетие России», я буду вспоминать гораздо дольше, чем концерт в крупном европейском городе, – заверил Валерий Абисалович.

– Недавно стало известно, что вы возглавите Международный конкурс имени Чайковского, который пройдет через два года. Почему, при всей вашей загруженности, вы согласились на это предложение?

– В свое время конкурс Чайковского завоевал высокую репутацию в мире. Это помнит поколение тех, кому сейчас за семьдесят, помнят те, кому за пятьдесят. Но среди тех музыкантов, кому сейчас за двадцать, многие ли мечтают принять участие в этом конкурсе? Я езжу по миру и не вижу большого энтузиазма. Моя задача – поднять эту планку. А огромное количество знаменитых российских музыкантов, проживающих сейчас за рубежом, таких, как Дмитрий Хворостовский, Анна Нетребко, Вадим Репин, думаю, просто обязаны в этом помочь. И я буду их активно привлекать к тому, чтобы разнести по всему миру информацию о нашем конкурсе.

На вопрос о продолжении строительства нового здания Мариинки, вокруг которого в прессе разгорелись нешуточные страсти,  Валерий Абисалович ответил, что работа идет в жестком ритме.

– Это будет современный, красивый театр, нормально вписывающийся в непростую архитектурную среду города. Мы сделаем все возможное, чтобы этот проект не стал страшно дорогим и при этом неудачным. И я очень попрошу журналистов не искажать ни одного моего слова по этому поводу, – подчеркнул Гергиев. – В прессе прошло колоссальное количество неверной информации, и, когда я читаю то, чего не говорил, меня это приводит в состояние… – маэстро на секунду замялся, подыскивая слово, и при этом так грозно сверкнул глазами, что слов больше не потребовалось.

Коснувшись празднования 1150-летия Великого Новгорода, Валерий Абисалович высказал пожелание, чтобы это получился праздник не только для гостей, но прежде всего для самих горожан. По его мнению, средства, брошенные на подготовку к юбилею, должны работать на город следующие 30-50 лет, чтобы новгородцы вспоминали праздник с благодарностью.

– Поддержать культуру, образование, медицину, экологию ничуть не менее важно, чем восстановить древний храм, если мы думаем о будущем, о наших детях.

А вопросы воспитания подрастающего поколения россиян, похоже, беспокоят Валерия Гергиева:

– Самая серьезная школа сегодня – это то, что дети видят с телеэкрана. Признаюсь, мне иногда хочется его разбить! Ни в Финляндии, ни в Германии вы не увидите по телевидению такой разнузданности. В своем стремлении к свободе мы перещеголяли, наверное, весь мир. Это необходимо как-то корректировать. Раньше, когда на телевидении была всего пара каналов, по ним часто транслировали концерты Рихтера, Ростроповича, и, по-моему, духовный климат тогда был здоровее.

…А вечером в зале театра драмы при полном аншлаге звучала «Свадьба Фигаро» – гениальная опера Моцарта, поставленная Мариинским театром на либретто в переводе Петра Ильича Чайковского. Овации длились и длились, и новгородцы отпустили Валерия Гергиева и его прославленный коллектив со сцены только после обещания вернуться в Новгород, чтобы выступить на открытии памятника Сергею Рахманинову.

Фото Юрия ЗУЕВА

 




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.