Он обещал вернуться…
Понедельник, 10 утра. Фирменный поезд Московского Пасхального фестиваля медленно подъехал и замер у новгородской платформы. Прошло пять, десять минут, но ни один из 11 вагонов не подавал признаков жизни. «Может, оркестранты Мариинки по ошибке высадились в Чудове?» – заволновались было встречавшие и… вздохнули с облегчением: в дверях вагона показались первые музыканты. Оказалось, они просто спали, утомленные напряженным гастрольным графиком. Шутка ли – в воскресенье выступали в Москве, а во вторник их уже ждали в Петрозаводске!
Это уже третий приезд маэстро Гергиева и труппы Мариинского театра в Великий Новгород. Как признался Валерий Абисалович, у него осталась масса приятных воспоминаний от предыдущего визита. Поэтому, немного отдохнув, он первым делом направился в кремль, причем не только набраться новых впечатлений, но и присмотреть возможное место для воплощения нового проекта – постановки оперы «Садко».
– «Садко» так и просится на вашу сцену, и, мне кажется, такая возможность есть, – поделился с журналистами Валерий Абисалович. – К тому же у Мариинского театра имеется опыт работы в замках. Кроме того, мы будем рассматривать возможность проведения в Новгороде абонементных концертов. Наша задача – сделать искусство Мариинки доступным не только московской и петербургской публике. Мы – соседи, и нужно укреплять дружеские связи. Я думаю, новгородцы с удовольствием будут посещать наши концерты и они не должны платить по тысяче рублей за билет. Абонемент – это жесткие рамки для нас и удобство для вас, — подчеркнул маэстро, добавив, что он не имеет ничего против смешанных концертов артистов Мариинки и новгородских музыкантов.
Маэстро также рассказал, что, хотя он очень ценит приглашения из-за рубежа, все же для него намного важнее выступления на родине.
– Два часа, проведенные в Софийском соборе и у памятника «Тысячелетие России», я буду вспоминать гораздо дольше, чем концерт в крупном европейском городе, – заверил Валерий Абисалович.
– Недавно стало известно, что вы возглавите Международный конкурс имени Чайковского, который пройдет через два года. Почему, при всей вашей загруженности, вы согласились на это предложение?
– В свое время конкурс Чайковского завоевал высокую репутацию в мире. Это помнит поколение тех, кому сейчас за семьдесят, помнят те, кому за пятьдесят. Но среди тех музыкантов, кому сейчас за двадцать, многие ли мечтают принять участие в этом конкурсе? Я езжу по миру и не вижу большого энтузиазма. Моя задача – поднять эту планку. А огромное количество знаменитых российских музыкантов, проживающих сейчас за рубежом, таких, как Дмитрий Хворостовский, Анна Нетребко, Вадим Репин, думаю, просто обязаны в этом помочь. И я буду их активно привлекать к тому, чтобы разнести по всему миру информацию о нашем конкурсе.
На вопрос о продолжении строительства нового здания Мариинки, вокруг которого в прессе разгорелись нешуточные страсти, Валерий Абисалович ответил, что работа идет в жестком ритме.
– Это будет современный, красивый театр, нормально вписывающийся в непростую архитектурную среду города. Мы сделаем все возможное, чтобы этот проект не стал страшно дорогим и при этом неудачным. И я очень попрошу журналистов не искажать ни одного моего слова по этому поводу, – подчеркнул Гергиев. – В прессе прошло колоссальное количество неверной информации, и, когда я читаю то, чего не говорил, меня это приводит в состояние… – маэстро на секунду замялся, подыскивая слово, и при этом так грозно сверкнул глазами, что слов больше не потребовалось.
Коснувшись празднования 1150-летия Великого Новгорода, Валерий Абисалович высказал пожелание, чтобы это получился праздник не только для гостей, но прежде всего для самих горожан. По его мнению, средства, брошенные на подготовку к юбилею, должны работать на город следующие 30-50 лет, чтобы новгородцы вспоминали праздник с благодарностью.
– Поддержать культуру, образование, медицину, экологию ничуть не менее важно, чем восстановить древний храм, если мы думаем о будущем, о наших детях.
А вопросы воспитания подрастающего поколения россиян, похоже, беспокоят Валерия Гергиева:
– Самая серьезная школа сегодня – это то, что дети видят с телеэкрана. Признаюсь, мне иногда хочется его разбить! Ни в Финляндии, ни в Германии вы не увидите по телевидению такой разнузданности. В своем стремлении к свободе мы перещеголяли, наверное, весь мир. Это необходимо как-то корректировать. Раньше, когда на телевидении была всего пара каналов, по ним часто транслировали концерты Рихтера, Ростроповича, и, по-моему, духовный климат тогда был здоровее.
…А вечером в зале театра драмы при полном аншлаге звучала «Свадьба Фигаро» – гениальная опера Моцарта, поставленная Мариинским театром на либретто в переводе Петра Ильича Чайковского. Овации длились и длились, и новгородцы отпустили Валерия Гергиева и его прославленный коллектив со сцены только после обещания вернуться в Новгород, чтобы выступить на открытии памятника Сергею Рахманинову.
Фото Юрия ЗУЕВА