Пять фестивальных дней и ночей, 22 спектакля из 12 стран Европы, России и Азии. Фестиваль «Царь-Сказка» — это время, когда жалеешь, что в сутках только 24 часа и нет возможности увидеть все, что заявлено в программе.  Фестиваль, уже в 10 раз подаренный Великому Новгороду театром «Малый», оказался верен себе: он опять смешал время, страны, спектакли, людей, чтобы, плача и смеясь, подарить зрителям и себе фантасмагорическое и... немного сумасшедшее действо.

Что, скажите, судари мои, можно открыть в гоголевской повести, знакомой каждому из нас с детства? Актеры в спектакле «Шинель» болгарского театра «Кредо» оказались непредсказуемы. Может быть, это плохо для жизни, зато очень хорошо для искусства. Нина Димитрова и Васил Василев-Зуек показали пронзительную историю двух петербургских собачников, отлавливающих бродячих псов и поймавших в капкан призрак. Тот самый - чиновника Башмачкина, умершего от горя потери шинели и теперь срывающего шинели с прохожих. Трагифарс, комизм и отчаяние, что так поражают в Гоголе, в спектакле перемешаны, соединены с жизнью их автора и персонажей.

Безусловной находкой фестиваля стали и «Духи» театра из Сингапура. Мы увидели, а главное, услышали настоящую китайскую оперу. Описать ее так же трудно, как и объяснить традицию, по которой женские роли играют мужчины. Три женщины-«злодейки», проклинаемые и прославляемые историей, отточенное веками драматическое и вокальное искусство, специальный свет и грим, который, кстати, актерам помогали накладывать художники театра «Малый» по лекалам и инструкциям, высланным заранее, – все это вызывало неподдельный интерес и восхищение зрителей.

А еще в афише были ошеломляющая «Легенда о Харуке» из Южной Кореи, библейская притча «Цар-Цура» из Израиля, театр из Дании с «Беовульфом» по мотивам древних саг, «Железный Ганс» из Германии, «Ваня Датский» по пьесе Бориса Шергина в исполнении театра из Зеленограда, софокловская «Антигона» Санкт-Петербургского Театра поколений, превосходные работы театров из Москвы, Вильнюса, Риги, Будапешта, Барселоны... Увидели зрители и продолжение проекта «Шаг в Швейцарию» - театральные работы «Этюд с роялем» и «Оружие», где хореографы Анна Хубер и Хидето Хишики творят в многословном театральном мире собственное молчаливое искусство.  Можно много говорить о спектаклях, которые видел, и еще больше жалеть о тех, которые не удалось посмотреть. Но...

Фестиваль «Царь-Сказка» закончен. И теперь я знаю, для чего люди шли на него – увидеть другое, не то, что они каждый день видят на кухне и по телевизору, где тоже показывают сказки, но не настоящие. А здесь все было подлинное. Без обмана.

 

По мнению международного жюри лучшим спектаклем 10 театрального фестиваля «Царь-Сказка» стала «Легенда о Харуке» в постановке театра «Туида» (Южная Корея). Лучший спектакль для детей – «Ваня Датский» («Ведогонь-Театр», Москва, Зеленоград). Лучший спектакль для молодежи – «Шинель» (Театр «Кредо», Болгария). Специальный приз за игру, атмосферу и фантазию получила «Белая сказка» новгородского театра «Малый». Спектакль «Беовульф» получил приз в номинации «Лучший интерактивный «театр рассказчика» («Теллинг Театр», Копенгаген). Индивидуально «за высокое танцевальное мастерство» была отмечена танцовщица из венгерского Театра танца Центральной Европы Нора Пальшо, принимавшая участие в постановке «Неведомое». Специальным призом критиков, впервые объединившим молодую критику и критиков международного жюри,  отмечена постановка из Литвы «Открытый круг» одноименного театра из Вильнюса.
Специального приза партнера фестиваля Офиса туризма Великого Новгорода «Красная Изба» удостоена компания Анны Хубер (Швейцария) за постановку «Этюд с роялем».