Город. Один для всех

10.04.2014

У Великого Новгорода есть серьезные перспективы для развития. Станут ли они реальностью – зависит от слаженной работы всех без исключения ветвей власти.

Так получилось, что интервью мэра Великого Новгорода Юрия БОБРЫШЕВА на страницах нашей газеты не появлялось более полугода. Поэтому попросили его (даже – настояли) найти час в напряженном рабочем графике, ведь вопросов накопилось много – от общефедеральных до «бытовых», поступающих в редакцию от горожан. С них, пожалуй, и начнем.

– Юрий Иванович, на днях к нам обратились читатели, узнавшие о прекращении строительства дороги на ул. Космонавтов. Выражения людей в адрес мэрии были, прямо скажем, непечатные…
– У самого была «непарламентская» реакция, когда выяснилось, сколько вопросов возникло в самом начале строительства. Строители, приступив к работе, под землей обнаружили кабели, относящиеся к проходящей рядом железной дороге, в проекте же они никак не были обозначены. Кто, когда и как прокладывал эти нигде не значащиеся коммуникации, неизвестно. Переносить их – это дополнительные согласования с железной дорогой, время и деньги. Поэтому решили: проект дорабатывается за счет его автора – «Новгородгражданпроекта», а строительство на это время приостанавливается, все «выявленные» сети переносятся. За эту задержку я приношу извинения горожанам и заверяю: мы сделаем задуманное, но понадобится время.
– Если брать этот же район, что происходит с ТРЦ «Мармелад», парком 1150-летия Новгорода? Нареканий много.
– В другой бы ситуации компанию «Нординвест» в пример поставил – строят быстро и хорошо, превращая заброшенный пустырь с многолетним недостроем в благоустроенное место. Но в этом случае – строительство идет без разрешения. Хотя проект обсуждали на градостроительном совете, оговорили спорные вопросы по парковочным местам, обусловили работы по созданию парка… Однако компания, не получив официального разрешения на строительство, самовольно начала застройку. Наш комитет архитектуры сразу же забил в колокола, не раз сигнализировал о незаконной стройке в прокуратуру, подключилось областное правительство. В итоге строительство приостановили, идет судебное разбирательство. Мы настаиваем на исполнении застройщиком всех требований законодательства и не выдадим разрешения на строительство до выполнения всех ранее оговоренных условий. Хотя, безусловно, и подобный торгово-развлекательный центр (такой давно и успешно работает в Вологде), и инвестиции городу нужны. Полагаю, все вместе мы – город, область, инвестор – найдем приемлемый выход из сложившейся ситуации.
– В продолжение дорожной темы. Вокруг составления Перечня ремонтируемых дорог недавно были громкие дебаты, мэрию даже обвиняли в саботаже…
– Чего, кстати, не понимаю совершенно. Никаких откровений, ничего нового в нынешнем Перечне нет. Что надо в городе ремонтировать, мы хорошо знали еще лет шесть назад. Перечень, последовательность ремонта были определены уже тогда, ими и руководствуемся. Замечу, составлялись они с учетом обращений горожан. И без бумажки могу хоть сейчас сказать – что, где, как и за какие примерно деньги надо в городе делать. Другой вопрос – о каких средствах речь? Только в ремонт дорог в городе необходимо вкладывать 4 года подряд по 500 млн руб. В этом случае мы все улицы приведем в порядок. Сумма просчитана специалистами. А еще надо иметь в виду, что гарантийные обязательства по отремонтированным пять лет назад дорогам завершаются. Это Софийская площадь, Октябрьская, Новолучанская, многие другие улицы. В их содержание тоже нужно начинать вкладывать деньги. Мосты, виадуки – отдельный вопрос. Их с советских времен никто капитально не ремонтировал. Да, при поддержке области удалось сделать капремонт моста Александра Невского. Но такого же ремонта требует Колмовский мост, однако сделать его получится не ранее чем будет введен третий, «деревяницкий» мост. Капремонт нужен виадукам – тоже многомиллионные вложения.  Мы же пока оперируем суммой 300 млн руб. в год.
Город. Один для всех 1– «За что в Новгороде ни возьмись, везде отставание», – заявило одно из областных СМИ. Между тем, на недавнем заседании правительства области подводились итоги развития региона, Великий Новгород по абсолютному большинству показателей на первом месте. Как Вы оцениваете результаты?
– Не берусь комментировать публикации в СМИ. Скажу только о реальных цифрах. Результаты социально-экономического развития города достойные. Смотрите сами. Рост по промышленному производству и инвестициям – около 5%, показатель очень неплохой, если смотреть по России в целом. Средняя зарплата – 29,5 тыс. руб., причем в проблемной сфере торговли (а не секрет, там много «серых» схем) мы смогли добиться ее уже открытого, официального роста в 2,5 раза – до 23 тыс. руб. Показатель безработицы очень низкий — на каждого безработного есть 3 вакансии. Объем жилищного строительства вырос на 20%. И это ведь не просто цифры – заметьте, новгородцы практически не жалуются на отсутствие нового жилья, на качество транспортного обслуживания. А ведь подросла и рождаемость, снизилась смертность. Только в прошлом году в городе появилось около 600 дополнительных мест в детсадах, в них уже давно нет очереди для детей старше 3 лет. Про качество образования и говорить не приходится – наши выпускники успешно учатся как в престижных российских вузах, так и за рубежом.
– Не остановимся ли на этом, есть ли перспективы развития в свете непростой экономической ситуации в стране?
– Первый квартал завершился, итоговые цифры – даже не ожидал, боюсь сглазить. Не «пятерка», конечно, но и не «тройка». На «4» с минусом, как минимум, сработали. Все показатели экономические выполняются. В ближайшее время откроются несколько новых предприятий (например, «Стеклопластик», предприятие, между прочим, с немецким капиталом), неплохие перспективы у машиностроения («Сплава», завода горного оборудования «Вега Про» и т.д.), радиоэлектронной промышленности, того же строительного бизнеса. На этой неделе, во вторник, открылось предприятие ООО «А.Эсперсен» с участием датского капитала (общая сумма инвестиций около 305 млн руб.). Оно будет перерабатывать до 5 тыс. тонн морепродуктов в год, даст дополнительно 100 рабочих мест.
Мы хотим провести съезд представителей автопромышленности, пригласить всех «китов» и рассмотреть возможность создания у нас предприятия по выпуску комплектующих – готовы предоставить 27 площадок с сетями. А почему нет?! Что нужно развивающемуся бизнесу? Чтобы город был спокойный, комфортный, чтобы были места для детишек в детсаду, чтобы были вода, тепло, энергетика. Это всё у нас есть. Более того, даже с запасом – на 300-350 тыс. населения. То есть, можем еще около 100 тыс. человек в Новгород «призвать» спокойно.
И еще о строительстве. Мы обязательно сдадим в этом году два дома в Деревяницах и досрочно выполним программу переселения из ветхого жилья, займемся и жильем для детей-сирот. Напомню, полномочия по категории сирот ранее были переведены на региональный уровень, теперь их снова возвращают муниципалитетам, а опыт у нас здесь наработан неплохой.
Так что перспективы серьезные и работать надо. Только всем вместе, не покладая рук и без пустой болтовни.
– Инвестиции – дело, безусловно, хорошее. А вот что с банкротством муниципальных предприятий? «Ремстройдора», например.
– Проблема в чем – «Ремстройдор» может существовать при объемах заказов в 400 млн руб. в год. Дать такие объемы дорожно-строительных работ мэрия не может. У нас всего на эти цели 300 млн. К тому же все муниципальные контракты размещаются  через аукционы (не секрет, там, увы, «вылезает» немало непорядочных подрядчиков), конкурировать предприятию сложно. Но при всем этом – ничего в банкротстве плохого нет. Сейчас на «Ремстройдоре» идет процедура наблюдения, при которой «тормозятся» долги и т.д. Она продолжится вплоть до возможного восстановления нормальной работы.
Что касается «Теплоэнерго» и «Водоканала» – они не банкроты. Однако при существующей тарифной политике у того же «Теплоэнерго» через год-два начнутся проблемы с сетями – уже несколько лет в тарифе на тепло ничего не закладывается на ремонт, обновление фондов. И это не один  наш город такой, проблема по всей стране. Есть постановление Правительства России, которое обязывает до 1 января 2016 года передать эти предприятия в концессию, инвестору – нужны деньги, причем немалые. Так, «Водоканалу» на замену сетей надо 3 млрд, тогда мы будем пить из крана чистейшую воду. «Теплоэнерго» – 2,5 млрд руб., чтобы сделать все котельные автоматическими, провести замену сетей.
Если с концессией не сложится, вероятно, придется вернуться к практике дотирования – «Теплоэнерго» раньше получало 100 млн руб. в год таким образом. Будем искать деньги, решать, что важнее – тепло в домах или, скажем, новые дороги.
Что касается бывшего ПАТ-2, нынешнего ОАО «Автобусный парк», то, наверное, стоит вспомнить, что там было 3-4 года назад. Огромные долги, выработавшие ресурс автобусы. Сейчас компания выходит из кризиса. Да, мы намеренно в свое время разделили ПАТ-2, создав «Троллейбусное депо». На тот момент что у автобусного, что у троллейбусного парка были перспективные инвесторы. Что ж, с троллейбусами не случилось, историю с отказом продавать акции знаете. Но «Автобусный парк», который набирает очень хорошие экономические обороты, в скором времени сможет поддерживать «Троллейбусное депо» и даже объединиться с ним.
– Углубим муниципальную тему. Решением вице-премьера Дмитрия Козака Вы как Президент Союза городов Центра и Северо-Запада России включены в состав рабочей группы по перераспределению полномочий между органами исполнительной власти и местного самоуправления. Что там происходит?
– Реформа назрела давно, муниципальная власть, действительно, должна быть доступна людям, чтобы до нее можно было «до-тронуться». Но есть серьезные проблемы. Например, многие возложенные на муниципалитеты полномочия никак не подкреплены финансами. Сейчас у города 44 муниципальных полномочия и 68 – государственных. Но при этом денег на их исполнение стало в разы меньше – в 2007 году у города оставалось 34% отчислений по НДФЛ (а это основной наш источник дохода), сейчас – 15%. Понимаю, дали деньги, а ты не выполняешь полномочия по тем же дорогам – виноват, безусловно. Но когда денег нет, что делать?
Распределение полномочий тоже надо пересмотреть — ну не должны, например, вопросы благоустройства решать в Москве, это же ненормально! Перераспределением полномочий, кстати, и будет заниматься упомянутая рабочая группа. По сути, после принятия основного политического решения, затрагивающего управление всей страной, в составе группы мы рассмотрим ряд аспектов внутри самой глобальной реформы. Думаю, вместе с городскими и областными депутатами, правительством области мы сумеем убедительно сформулировать все наши предложения и донести их до руководства страны.
Теперь о реформе – нюансов много, но основное. Главные условия, которые поставил Президент РФ, – сохранение муниципалитетов (мы участники соответствующей Европейской хартии) и никаких изменений Конституции. Один из самых обсуждаемых вариантов – крупные города и областные центры занимаются по большей части госполномочиями (собственно, это сейчас и происходит), муниципальными – районы, созданные внутри городских округов. На примере Новгорода расклад может быть такой. Городской округ делится на несколько районов, сколько – решает регион. У нас, считаю, голову ломать не надо, делим на 8 частей (по аналогии с существующими мини-мэриями) – это и есть муниципалитеты со своим кругом полномочий, аппаратом, бюджетом. В них горожане избирают депутатов (количество определяет регион, но, скорее всего, не более 10 человек), из них выбирается глава муниципалитета. Муниципальные же депутаты, в свою очередь, делегируют двух представителей из своих рядов в совет уже всего городского округа. Городской совет избирает председателя, он же – глава города. Далее образуется комиссия «50 на 50»: половина членов из городского совета, половина – представители региональной власти. Она на конкурсной основе нанимает сити-менеджера, который и займется непосредственно городскими задачами. Это вкратце. Реформа, повторюсь, глобальная, но с большой долей вероятности будет проведена уже в этом году. Какой будет «переходной период» из-за ныне действующих сроков полномочий уже избранных депутатов и мэров, будет ли он вообще – посмотрим, пока комментировать не берусь.
– А как сегодня складываются отношения мэрии и Думы? Говорят о серьезном конфликте, противостоянии. Например, по вопросу назначения вице-мэров.
– Конфликта нет. Те спорные моменты, что периодически возникают, это, на мой взгляд, нормально: значит, обе ветви власти – исполнительная и представительная – работают, и было бы хуже, если бы они при этом не спорили. Ведь только в спорах рождаются правильные решения. Главное, обсуждая и принимая эти решения, находить консенсус в переговорах, а не скатываться в амбиции, выплескивая их в СМИ. А споры – еще раз – это нормально. Не должна быть Дума «белой и пушистой» по отношению к кому-либо. Если будет – это верный признак, что она «ручная». Конечно, не исключены и недочеты в деятельности исполнительной власти. Мэрия – это структура, которая постоянно напрямую занимается жизнью города, только в администрации работают около 500 человек (кстати, у нас самое низкое в области количество чиновников на 1 тыс. населения), плюс муниципальные предприятия, учреждения, школы… Конечно, ошибки в этой рутинной работе возможны. И я абсолютно открыт, готов обсуждать каждый вопрос, дискутировать, но – в режиме конструктивного диалога и в рамках закона.
Это касается и вопроса о согласовании моих заместителей. Мэр – руководитель, избранный не по отдельным округам, а всем городом. Он на основах единоначалия вправе сам формировать свою администрацию, нести ответственность за ее работу. Как можно отвечать за действия подчиненных, доверять им, если их в твою команду навязали? Это мое мнение, хотя и здесь я готов к дискуссии. Ведь все мы работаем на благо города, и каждый должен понимать свою ответственность. Хотелось бы думать, что в этом, как вы сказали, «противостоянии» обе стороны заинтересованы в первую очередь в нормальном развитии Новгорода.
– В последнее время прозвучало немало критических замечаний в адрес городской администрации и со стороны губернатора области…
– Любую критику в адрес администрации города воспринимаю как критику в свой адрес. И это, уверен, правильно, если учитывать, что я – глава города и в ответе за все действия работающей со мной команды. С большим уважением отношусь к Сергею Герасимовичу и всегда прислушиваюсь к его замечаниям. Не сомневаюсь, все они направлены на улучшение ситуации в городе и области. Здесь у нас интересы общие, и в этом вся «политика» наших взаимоотношений.
– Юрий Иванович, вернемся к общефедеральным темам. Вам довелось побывать в Георгиевском зале Кремля, где Президент России выступал с обращением к руководителям исполнительной и законодательной власти, общественникам по случаю возвращения Крыма в состав России. Ваши впечатления?
– Для меня Крым и Севастополь — не пустой звук. Я с детства бывал там, родня живет в Балаклаве, и помню ту базу подводных лодок. Мой двоюродный брат, кстати, капитан первого ранга, командовал подлодкой. Мне все это близко, понятно, я, как и очень многие, все эти 23 года ждал возвращения Крыма в «нашу» гавань.
Я неоднократно участвовал во встречах с Президентом, слушал его выступления. Но то, что было в Георгиевском зале, словами описать трудно, энергетика просто сумасшедшая. Мы несколько раз вставали аплодировать, у многих были слезы на глазах. Слушая главу государства, я испытывал гордость – за страну, за Президента, за всех нас. В тот же день побывал и на митинге на Красной площади. Интересно было посмотреть, кто придет: много ведь шумели, мол, «люди недовольны». Неправда! Огромное количество людей, много молодежи – все искренне радовались произошедшему. Это незабываемое зрелище.
– Если отрешиться от политических моментов, Великий Новгород сможет сотрудничать с Крымом хотя бы в дальней перспективе?
– Не такой уж и дальней. Как известно, строится новая подводная лодка, которой присвоено имя «Великий Новгород». Базироваться она будет в Севастополе, сотрудничество с командованием нами уже намечено, оформим все это и в официальном порядке. А вообще Крым – это же замечательное курортное место! И мы будем прорабатывать вопросы, чтобы наши ребята отдыхали не только в местных лагерях, но и там, на берегу Черного моря.

Правительство Новгородской области провело совещание, на котором обсудило итоги социально-экономического развития муниципальных районов, городского округа в 2013 году. Деятельность оценивалась по 45 показателям, объединенным в 5 групп: экономика, социальная сфера, соблюдение финансовой дисциплины, информационная открытость и удовлетворенность населения результатами деятельности органов местного самоуправления. Великий Новгород по итогам оценки деятельности за 2013 год заработал наибольший суммарный балл – 89,57 из 100 возможных.

Михаил БОГОЛЮБОВ
Валерий ЧЕРНОУС
Анна БОЧАРОВА (фото)




Комментарии

СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ
10.04.2014

Одна точка зрения представлена. Это хорошо. Хотелось бы также поподробнее узнать и доводы депутатов гор.думы об улучшении городского управления.

СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ
10.04.2014

Обнаружена теоретическая база депутатской точки зрения (В.Букетова) на вопросы муниципального управления.

Для интересующихся:
http://53news.ru/lyudi/14056-vladislav-buketov-protsess-perezagruzki-vlasti-na-mestakh-ne-prevratilsya-v-otchetnyj-spektakl-dlya-kremlya.html.

Полная версия:
http://www.ng.ru/politics/2014-04-10/3_kartblansh.html

NO COMMENT…

Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.